СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ

УДК 37.035.6: 372.893 :377.5

Современные формы и методы формирования патриотических качеств у обучающихся на занятиях по истории

Рангаева С.И., преподаватель,

специалист высшей категории

ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум»

ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»

Ключевые слова: патриотические качества, патриотическое воспитание, история, метод проектов

Актуальность патриотического воспитания личности в значительной мере обусловлена требованиями развития современного общества. По своей значимости тема патриотизма может претендовать на роль классической и актуальной во все времена. Переосмысление исторического прошлого нашей страны привело к духовной дезориентации людей, утере ими ценностных идеалов, что во многом способствовало «искажению понятия патриотизма». Поэтому задача становления гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения является одной из приоритетных в развитии общества. Гражданско-патриотическое воспитание направлено, прежде всего, на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Именно в образовательных организациях закладываются основные качества и формируется модель гражданина, и от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в данных организациях, зависит поведение человека в будущем. Донбасс идет по пути демократических преобразований, по пути своего возрождения. Поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитания гражданина – патриота Донбасса.

В системе образования Донецкого региона, учитывая его многонациональность, первоочередное значение приобретают, вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к таким вечным истинам, как: привязанность к семье, к Родине, почитание предков, уважение к старшим. Основной задачей каждого педагога является создание условий для развития и самореализации обучающихся как граждан Донецкой Народной Республики. Патриотические убеждения не навязывают, их надо воспитывать. Формируя патриотические качества личности, преподаватель в своей учебно-воспитательной работе решает такие задачи:

1) воспитание у обучающихся любви к своему народу, к родной земле;

2) создание определенных условий для внедрения технологий гражданско-патриотического воспитания личности;

3) использование новых методов в воспитании гражданина, патриота своей страны [3, с. 10].

Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на обучающихся, на их нравственные и эмоциональные сферы. Причем такие методы, которые не казались бы им скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли их мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, именно он на практике позволяет применять принципы диалогизма, креативности, открытости [2, с. 24].

В процессе реализации программы гражданско-патриотического воспитания, я отдала предпочтение методу проекта, так как являюсь преподавателем истории и понимаю, что в современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать и применять в реальной жизни. Еще известный педагог-гуманист XVIII в. Песталоцци говорил следующее: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать».

Метод проектов – это способ достижения цели посредством детальной разработки проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Участие в проектной деятельности способствует самореализации обучающихся, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора [3, с. 17].

В рамках патриотического воспитания могут использоваться следующие виды проектов:

1. Практико-ориентированный проект. Тематика и содержание практико-ориентированных проектов может быть разнообразна – от учебного пособия для кабинета истории до пакета рекомендаций по патриотическому воспитанию.

2. Исследовательский проект. По своей структуре и содержанию является определенным научным исследованием. Тематика таких проектов может быть примерно такой: «История моей семьи в истории страны», «Я и мой город», «Загляните в семейный альбом» и многие другие.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о значимом объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, «Защитники Отечества живут рядом», «Есть такая профессия – защищать Родину», «Георгиевская ленточка».

4. Творческий проект предполагает нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть инсценировки, видеофильмы, ролики, выставки, которые несут в себе большой патриотический потенциал.

Наиболее интересной и значимой для моих обучающихся была работа над проектом на тему: «Ветеран Великой Отечественной войны в моей семье».

Цель проекта: расширить знания об участниках Великой Отечественной войны; собрать информацию о своих родственниках-ветеранах Великой Отечественной войны, об их вкладе в освобождение нашей страны от фашизма; осуществлять нравственно-патриотическое воспитание на основе изучения истории своей семьи.

Задачи проекта: изучить семейный архив; узнать об участии родственников в Великой Отечественной войне; подобрать фото и документы; подготовить сообщение о родственниках-участниках Великой Отечественной войны, создать презентацию, выступить на заседании исторического кружка.

Актуальность проекта состоит в том, что сегодня из каждых ста победителей Великой Отечественной войны в живых осталось лишь двое. Настанет такой день, когда свидетелей этой страшной войны не останется. Память о предках – представителях наших семей – составляет главное богатство нашей души. Память о войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить военные события и передавать эти знания по наследству. Ожидаемые результаты: расширение знаний о Великой Отечественной войне; приобретение навыков поисково-исследовательской работы; сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков.

Этапы проекта:

I этап: «погружение» в проблему (осознание проблемы)

II этап: сбор и обработка информации

III этап: разработка собственного варианта решения проблемы

IV этап: реализация плана действий (проекта)

V этап: подготовка к защите проекта

VI этап: презентация проекта

VII этап: рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы).

Так, поэтапно начиная с истории своей семьи, родного края – своей «малой родины», ведется работа по формированию гражданина – патриота своей страны.

Одним из эффективных средств патриотического воспитания молодежи является «музейная педагогика». При проведении музейных занятий и поисковой работы формируется гражданское мышление. В настоящее время очень остро стоит вопрос: как обеспечить активную, целенаправленную самостоятельную, творческую работу обучающихся? Одним из средств решения этой проблемы является сотрудничество с историческим музеем города, так как такое сотрудничество способствует развитию творческих, исследовательских способностей подрастающего поколения.

Основными формами взаимодействия с музеем истории являются:

1) проведение совместно с научными сотрудниками музея истории бинарных занятий;

2) регулярная помощь сотрудников музея обучающимся в подготовке рефератов для участия в региональных конкурсах, посвященных памятным историческим датам;

3) систематическое знакомство с постоянной и заново создаваемыми экспозициями музея;

4) участие в музейных культурно-просветительских мероприятиях.

Активное использование музейного культурно-исторического наследия в учебно – воспитательном процессе пробуждает у обучающихся глубокий интерес к истории своей страны, любовь к родному краю.

Нельзя не упомянуть и о применении информационно-коммуникационных технологий, так как в современных условиях это стало неотъемлемым атрибутом учебно-воспитательного процесса. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Компьютерные технологии имеют очевидные преимущества в процессе патриотического воспитания, так как они способствуют разнообразию форм проведения воспитательных мероприятий, информационной насыщенности материала, возможности заинтересовать большее количество обучающихся к участию в воспитательных мероприятиях. В результате использования ИКТ в патриотическом воспитании мы формируем личность, владеющую современными информационно-коммуникационными технологиями, коммуникативными навыками и умениями, умеющую работать в разных группах, личность – патриота.

Следует отметить, что перечисленные методы помогают формированию гражданских навыков: обогащения социального опыта обучающихся путем активного включения в реальную жизнь, уважения мнения других людей, открытости к диалогу.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной системы образования, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития такого важного чувства, как любовь к Родине. У молодежи должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от образовательных учреждений: их роль в этом плане невозможно переоценить. Поэтому хотелось рассмотреть средства и методы для решения задачи патриотического воспитания, так как именно это воспитание должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле, которые восстановят величие Донбасса.

 

Список используемых источников

1. Гаврилюк, В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи / В.В. Гаврилюк. – М.: Наука, 2000. – 165 с.

2. Мусина, В.Е. Метод проектов в системе патриотического воспитания / В.Е. Мусина. – Белград: ИД «Белград», 2013. – 113 с.

3. Романовская, М.Б. Метод проектов в образовательном процессе / М.Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 149 с.

4. Устякин, В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла / В.Н. Устякин. – М., 2006. – 206 с.

5. Фролова, Т.А. Патриотическое воспитание при изучении отечественной истории / Т.А. Фролова // Воспитание школьников. – 2007. – №10. – С. 36-38.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *