«ПАТРИОТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ – ПАТРИОТАМИ СТАНОВЯТСЯ»

УДК 37:37.035.8:37.035.6

«ПАТРИОТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ – ПАТРИОТАМИ СТАНОВЯТСЯ»

Гаенко Л.Л., преподаватель дисциплин

социально-экономического цикла,

специалист высшей категории,

преподаватель-методист

ГПОУ «Горловский техникум» ГОУ ВПО «Дон НУ»

Ключевые слова: инновации, формы и методы обучения, патриотизм, задачи патриотического воспитания

«… сам патриотизм более, нежели другое проявление человеческого духа, находится в зависимости от воспитания…»

М.Е. Салтыков- Щедрин

Одной из важнейших составных частей государственной молодежной политики Донецкой Народной Республики является гражданское, героико-патриотическое воспитание молодых граждан.

Для большинства молодых людей сложно понять, что сегодня стоит за понятием «я — патриот своей страны». Патриот — это человек, любящий отечество, преданный своему государству, стремящийся служить интересам гражданского общества.

«Патриотами не рождаются — патриотами становятся» — это не просто слова, это глубоко продуманная политика. Патриотизм воспитывается и приобретается в процессе приобретения человеком жизненного опыта. Поэтому патриотическое воспитание приобретает актуальность во всех сферах жизнедеятельности гражданина.

Сегодня все чаще можно услышать, что выживет тот народ, та нация, которые имеют высокий духовный потенциал, хорошее физическое и моральное здоровье. Патриотизм — это гражданская позиция человека. Воспитание социально активной личности — это воспитание патриотических чувств. Несомненно, утрата патриотизма и связанного с ним понятия национальной гордости и достоинства, чревата потерей не только способности народа к великим свершениям, национальной самоидентификации, но и как следствие — разрушением государства (что сегодня происходит в Украине).

Поэтому на первом же занятии я стараюсь заложить интерес студентов к истории не просто как к науке и учебной дисциплине, а как к всепроникающему и окружающему началу; показать, что история – рядом и вокруг нас: в домах, в которых мы живем, названиях улиц, площадей, городов, в предметах быта, в людях, в опыте и уроках прошлого для настоящего и будущего.

Патриотизм непосредственно связан с исторической памятью. Историческая память — оценочный компонент, представленный оценкой исторических событий, суждений по поводу исторических фактов.

Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки истории, посвященные гражданской и Великой Отечественной войне.

Именно для формирования патриотизма на таких занятиях можно и нужно использовать разнообразные формы и методы воздействия на сознание студентов. Например:

  1. Постановку проблемных вопросов: можно ли считать партизанское движение, развернувшееся в тылу врага в годы Великой Отечественной войны, одним из стратегических факторов Победы?
  2. Использование визуальных источников (фотографий, карт событий, презентации и т.д., которые создают зрительный образ и являются основой изучения материала, дают студентам новые исторические знания) — это не только способствует развитию предметной компетентности, но и формирует социально значимые умения и навыки, развивает творческие способности студента, создает для студентов ситуацию успеха.
  3. Использование кинофрагментов, когда во время занятия показывается наиболее яркий фрагмент исторического события, отраженный в кинофильме. Эта форма проведения занятия нравится студентам и оказывает большое воспитательное воздействие. Кинофрагменты с успехом можно использовать на лекционных занятиях, когда для освещения отдельных событий включаются фрагменты из документальных и художественных фильмов.
  4. Проведение исследовательской краеведческой работы можно связать с поиском информаций о героях Великой Отечественной войны — наших земляках, например: найдите материал о судьбе нашего соотечественника, прошедшего через семнадцать фашистских концлагерей и завоевавшего семь золотых наград Олимпийских игр после окончания Великой Отечественной войны.
  5. Написание и защита реферата (эссе), когда студент выбирает конкретную тему, всесторонне изучает ее и пишет исследовательскую работу, а затем защищает с использованием презентации. В последующем с этой темой студент может выступать на конференциях, участвовать в студенческих конкурсах научных работ и др. Такой вид работы оставляет у студентов наиболее сильное впечатление. Например, по теме «Мир и СССР в годы Второй мировой войны» студент может принять участие и в краеведческой работе, собирая материалы о героях, ветеранах войны, своих родственниках, земляках. Студенты стремятся осмыслить события войны, подвиг советского солдата, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы или со студенческой скамьи добровольно ушел на фронт.

Таким образом, практика педагогической работы показывает, что нельзя отделить учебу от воспитания, а воспитание от учебы. Учебная дисциплина «История» играет важнейшую роль в патриотическом воспитании студентов. Чем глубже знания молодого человека об истории своей страны, о великих политических деятелях, великих подвигах ее народа, о том, какими тяжелыми событиями и неимоверными усилиями наши предки отстаивали и защищали Родину, строили и развивали страну, тем сильнее и крепче будет чувство патриотизма в душе и сознании молодого человека. А учитывая, что сегодняшняя молодежь разобщена, воспитывать ее в гражданско-патриотическом и в военно-патриотическом направлении задача не из легких.

Список используемых источников.

  1. Крайнов Г.Н. Формы и методы патриотического воспитания студентов на занятиях по истории // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28876 (дата обращения: 16.05.2021).
  2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 508 с.
  3. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
  4. Сластенин И.Ф., Исаев, Е. Н. Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *