ОПЫТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

УДК 37:37.035.8:37.035.6

ОПЫТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В ГПОУ «ЕНАКИЕВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Блесткина А.В., преподаватель социально-экономических дисциплин,

специалист I категории,

ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум

Ключевые слова: Великая Отечественная война, героизм, историческая память, мужество, патриотизм, патриотическое воспитание, Родина.

Изучение отечественной истории в техникуме позволяет преподавателю на большом конкретном материале раскрыть величие ратного и трудового подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период возрождения и дальнейшего развития народного хозяйства. При этом нужно говорить не только о событиях, происходивших в нашей стране, но и о людях, чей труд, мужество и стойкость приближали долгожданный день Победы.

Изучение истории Великой Отечественной войны вносит весомый вклад в воспитание студенческой молодёжи на боевых и трудовых традициях предшествующих поколений нашего народа.

В процессе изучения данной темы считаю необходимым прежде всего показать всемирно- историческое значение победы над фашисткой Германией и решающий вклад в её разгром Советского Союза и его Вооруженных Сил. Необходимо ярко и убедительно показать студентам массовый героизм советских людей на фронте и в тылу.

В результате изучения темы студенты должны прийти к выводу: поколение современной молодёжи должно быть достойно героических дел своих предшественников, с честью нести вперёд переданную ими эстафету.

На своих занятиях я использую документы, воспоминания, фронтовые письма, кино- и фотоматериалы. Особенно уместна поисковая деятельность студентов, подготовка ими устных сообщений и письменных рефератов с привлечением научно-популярной и мемуарной литературы, поиск материалов о выпускниках техникума – участниках войны. Уже стало традицией участие студентов нашего техникума в поисковой работе «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны».

К 75-летию освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков студенты техникума подготовили информацию об участниках Миусской наступательной и Донбасской стратегической наступательной операций по освобождению Донбасса и Енакиево, в честь которых названы улицы нашего города. В результате этого появилась рубрика «Имена освободителей на карте города», «Улицы города рассказывают».

Работа, подготовленная студентом техникума «Есть память, которой не будет забвенья, и слава которой не будет конца», посвященная нашему земляку, лётчику Герою Советского Союза А.Я. Марченко, была отмечена грамотой научной студенческой конференции в Горловке.

О малоизвестных страницах Великой Отечественной войны, рядовых тружениках фронта и тыла шла речь в апреле этого года на очередной научной студенческой конференции. Студентка нашего техникума подготовила работу и презентацию о нашем земляке, водителе танка Т-34, гвардии сержанте Елисееве В.А. «Ему выпала честь прикоснуться к Победе».

В своей работе я предлагаю студентам подготовить творческие задания: написать сочинение- размышление на тему «Советский человек на войне: исторические корни героизма и мужества»; на основании дневников и воспоминаний фронтовиков предлагаю написать рассказ от первого лица «Один день на фронте», сделав основной акцент на бытовой стороне: где жил солдат, что ел, чем занимался между боями.

Студенты с интересом откликаются на предложение подготовить презентацию о том или ином событии Великой Отечественной войны.

Главное, чтобы каждое занятие, каждое внеклассное мероприятие, посвященное событиям Великой Отечественной войны, волновали студентов, оставляли в их сознании глубокий след.

Поэтому на занятии «Начало Великой Отечественной войны» при рассмотрении вопроса о вероломном нападении фашисткой Германии на СССР рассказываю о военно-политических планах Германии, привожу отрывки из документальных материалов. Так, «план Барбаросса» предусматривал внезапное вероломное нападение на СССР и его разгром путём «молниеносной войны»: в марте 1941 года на совещании с руководящим составом армии Гитлер говорил, что война против России – это «борьба двух идеологий», что их задача «в отношении России: разбить вооруженные силы, уничтожить государство». «Речь идёт о борьбе на уничтожение…На Востоке жестокость является благом для будущего». На основе приведенных документов провожу беседу по вопросам: каковы были цели фашисткой Германии в войне против СССР? Почему Гитлер призывал к особой жестокости в этой войне? В чём коренные отличия в характере войны со стороны фашистской Германии и со стороны СССР? Какое влияние на характер Второй Мировой войны оказало вступление в войну СССР? Почему?

На занятии «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» рассказываю о героизме советских воинов, сражавшихся на подступах к Москве, о самоотверженном труде москвичей, характеризую то чрезвычайно трудное положение, которое создалось на фронте осенью 1941 года в результате наступления превосходящих сил противника.

Большое впечатление на учащихся производит рассказ о 28 героях-панфиловцах, которые прикрывали один из важнейших участков фронта на Волоколамском шоссе.

Среди них были люди разных национальностей: русские, украинцы, казахи, киргизы. И потому их подвиг – пример боевой дружбы народов нашей страны.

Это и пример исключительной храбрости и героизма: на них двигалось 50 фашистских танков, но они не дрогнули, не отступили.

Это и яркое проявление руководящей роли коммунистов. Политрук роты В.Г. Клочков вдохновил бойцов на подвиг, а в критический момент сражения, жертвуя жизнью, сам бросился со связкой гранат навстречу вражескому танку и подорвал его. Имя политрука и его слова6 «Велика Россия, а отступать некуда-позади Москва!» – навсегда останутся в нашей памяти.

Подвиг панфиловцев-это и пример жизненности боевых суворовских традиций, его знаменитого правила «воюют не числом, а уменьем»: 28 человек сумели преградить дорогу 50 фашистским танкам и не пропустили их к Москве.

Герои панфиловцы показали и пример беспощадной расправы с трусами. Первоначально их было 29 человек, но один из них не выдержал, струсил и в ответ на крики фашистов: «Рус, сдавайся!» – поднял руки. Однако он тут же пал, сраженный пулями своих же товарищей.

За исключительную храбрость и героизм всем 28 панфиловцам было присвоено звание Героя Советского Союза. Рассказав о подвиге панфиловцев, уместно задать вопрос студентам: в чем заключалась идейная и нравственна основа их подвига?

На занятии «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны» демонстрируются подготовленные студентами презентации о героизме защитника Сталинграда: о снайпере Василии Зайцеве («За Волгой для нас земли нет!»), о стойкости и мужестве советских бойцов во главе с коммунистом, сержантом Я. Павловым, длительное время оборонявших один из домов Сталинграда, о героической обороне Мамаева кургана.

В рядах защитников Сталинграда сражался Рубен Ибаррури, испанец по национальности, погиб 2 сентября 1942 года. О нем, как правило, рассказывают студенты (опережающие задания). За проявленные мужество и отвагу ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В своем письме к матери он писал о советских людях: «Этот народ изумителен. Скажу тебе, что иногда я потрясен до глубины души. Такой народ невозможно победить…»

Древние греки говорили: «История–лучшая учительница жизни». Знание прошлого не только обогащает умы молодых людей, не только вдохновляет к творчеству, побуждает к подвигам, но и предостерегает. Оно учит его ценить и беречь мир, доставшийся столь дорогой ценой.

Список использованных источников

1. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.

2. Быков А. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны // Воспитание школьников. – 2010.– № 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *