ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИИ

УДК 37.017

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИИ

Монахова Е.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин,

специалист,

ГПОУ «Енакиевский техникум экономики и менеджмента»

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

Ключевые слова: патриотизм, история, учебный процесс, государство, Родина.

Основой духовного единства государства во все времена был и остается патриотизм. Отечественная история вмещает в себя огромный воспитательный потенциал, который необходимо реализовать в рамках учебного процесса. Патриотическое воспитание студентов на занятиях истории начинается с определения преподавателем ценности познания истории своей страны, его национальных традиций и культуры. Любовь к родине, своему языку, народу – один из важнейших компонентов воспитания патриотизма. На примере героических страниц нашего прошлого мы находим ценностные вектора, которые так необходимы современному обществу. Массовый героизм, самопожертвование, общинность, сострадание, терпимость, нравственность — эти черты, свойственные нашему народу особенно актуальны в современной жизни.

В. А. Сухомлинский, советский педагог-новатор считал, что основой активной жизненной позиции человека является любовь к Родине. «Сердцевина человека — любовь к Отечеству — закладывается в детстве… Торжество добра, красоты, истины — это для ребенка — личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье.»

Известный философ, писатель, И. Ильин писал: «Никто не может указать другому человеку его родину — ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии — в личном, но и подлинном и предметном духовном опыте. Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной ситуации. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама» в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».

Главными целями исторического образования, заложенными в государственных образовательных стандартах нового поколения, являются: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».

Понятие патриотизма включает в себя:

1) заботу об интересах и исторических судьбах своей страны и готовность ради них к самопожертвованию;

2) верность Родине;

3) гордость социальными и культурными достижениями нашей страны;

4) сочувствие к страданиям нашего народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества;

5) уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям;

6) привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом).

Воспитание патриотизма и гражданственности осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности студентов. Основной стороной развития патриотического и гражданского сознания студентов является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Практически на каждом занятии при изучении тем по истории нашей страны преподаватель реализует выполнение задач по патриотическому воспитанию обучающихся.

Главные направления патриотического воспитания при изучении истории, формы и приемы:

1. Работа с историческими источниками на занятии.

Работа с историческим источником – важный элемент занятия. Источники нужно подбирать так, чтобы они носили эмоциональный характер, давали возможность продемонстрировать дух эпохи, проиллюстрировать героический поступок. Это воспоминания современников, литературные произведения того времени, фотографии, репродукции картин отображающих событие.

2. Просмотр видеофильмов, кинофильмов.

Особое эмоциональное воздействие оказывают на студентов видеофильмы и кинофильмы. На занятиях можно использовать фрагменты исторических фильмов (Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Чапаев, Валерий Чкалов, сериал Ю. Озерова «Освобождение», «Предстояние» и т.д.) После просмотра фрагментов фильма важно провести обсуждение.

3. Встречи с участниками событий.

На занятия можно пригласить ветеранов. Это ветераны, дети войны нашего города. Живое общение способствует более глубокому осознанию студентами героизма и патриотизма ветеранов.

4. Использование презентаций на занятии.

Презентация позволяет ярко, образно раскрыть события и явления. В неё входят практически все средства наглядности: репродукции картин, портреты героев, схемы битв, исторические источники, кроссворды. Также можно дать студентам задание подготовить презентацию.

5. Посещение мероприятий организованных центральной библиотекой города.

Представители библиотеки часто проводят тематические встречи со студентами.

6. Посещение тематических выставок музея города.

7. Написание эссе студентами.

8. Написание докладов, рефератов, сообщений студентами.

Написание реферата, доклада, сообщения является одной из базовых форм работы для студентов. Они выполняют такие задания успешно. В современных условиях это можно сделать, используя ресурсы Интернета, компьютерные технологии. Защита рефератов проходит в форме семинарского занятия.

9.Участие студентами в городских и республиканских конкурсах, мероприятиях, акциях и конференциях.

Студенты участвуют в таких мероприятиях как: акция «улица Героя», онлайн викторине «Мы помним», патриотическй урок «Урок мужества», городском конкурсе патриотических видеороликов, параде приуроченному ко Дню Великой Победы.

История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на занятиях истории необходимо и оправдано. Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на занятиях истории России, поднимают научный уровень местного материала.

В патриотическом воспитании обучающихся эффективно применение технологий учебной и внеурочной деятельности, включающих активные формы и методы (эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, убеждение, использование видео — и иллюстративных материалов, дискуссия, работа с документами, биографиями, интернет-ресурсами, решение проблемных заданий, коллективные творческие дела, проектная деятельность и др.). Они направлены на одновременное формирование системы патриотических знаний, взглядов и убеждений, включение в доступную возрасту личностно и социально-значимую деятельность.

Участие обучающихся в разнообразной по содержанию, форме и видам индивидуальной, групповой, коллективной деятельности ориентирует их на признание патриотизма высшей ценностью человека, мотивирует к социально значимой деятельности, тем самым готовит к активной и сознательной жизни, способствует самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, социальной адаптации, помогает определять линию поведения, жизненные принципы.

Список используемых источников

1. Александрова, А. Л. Проект «С чего начинается Родина?» // Справочник классного руководителя. — 2008. — № 3. — С.57-65.

2. Быков, А. К. Патриотическое воспитание школьников при изучении истории Отечественной войны 1812 года / А. К. Быков, Т. В. Левкина // Воспитание школьников. –2012. – № 6. – С. 28–33.

3. Ильин И.А. О сущности правосознания Собрание сочинений, т. IV, М., 1994 г.

4. Левкина, Т. Патриотическое воспитание при изучении отечественной истории. // Воспитание школьников. — 2007. — № 10. — С.36-39.

5. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. – М., 1980

6. Сухомлинский В. А. «Воспитание гражданина». Публикация в разделе «Актуальные проблемы образования». / Воспитание школьников. №7 2011.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *