ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БРАЗОВАНИЯ

УДК 37014

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БРАЗОВАНИЯ

Калинина М.О., преподаватель,

специалист,

ГПОУ «Енакиевский техникум экономики и менеджмента»

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

Ключевые слова: правовое воспитание, правовая культура, правосознание, образование.

Воспитательная работа является важным аспектом деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования. Она направлена на формирование у студентов активной жизненной позиции, основанной на общепризнанных ценностях и морально-этических стандартах, предоставлении каждому студенту широких возможностей для освоения образовательных наук, а также на создание условий для свободного и гармоничного развития, индивидуального и профессионального самоусовершенствования.

Немаловажной частью воспитательной работы является правовое воспитание студентов, которому административный и педагогический состав образовательного учреждения должен уделять особое внимание. В этом контексте первоочередным заданием является формирование у каждого обучающегося осознания исключительного значения закона в жизни гражданина и общества в целом. Необходимо отметить, что закон следует понимать в первую очередь не как формальный запрет, а как средство для принятия правильных решений в любой ситуации. Перед образовательной организацией стоит важное стратегическое задание, суть которого состоит в прививании студентам привычки всегда соотносить свои действия с требованиями закона, необходимости восприятия закона как важной ценности.

К правовому воспитанию следует подходить с учетом его сущности. Помимо преподавания основ права и принятия мер по профилактике совершения правонарушений, необходимым элементом правового воспитания студентов является каждодневная демонстрация примеров неукоснительного соблюдения требований закона.

Важными задачами правового воспитания являются:

— воспитание гражданственности;

— формирование ответственного отношения к своим правам и обязанностям перед гражданским обществом и государством;

— формирование уважения к законам и правилам человеческого сосуществования;

— формирование желание придерживаться и соблюдать законы и Конституцию Донецкой Народной Республики;

— формирование правовой культуры и правосознания.

Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения, является наличие высокой правовой культуры общества.

Правовая культура – это целенаправленная, систематическая деятельность органов государственной власти и общественных организаций, функциональные обязанности которых заключаются в правовом обогащении человеческих знаний, повышении уровня мировоззрения и формировании личного правового пространства на основе ответственного отношения к собственным поступкам [1].

Правовая культура личности – это знание, понимание и уважение права, проявляющееся в осознанном исполнении его предписаний [4].

Неотъемлемой частью правовой культуры является правосознание, представляющее собой совокупность взглядов, представлений, идей, чувств, характеризующих отношение студентов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или недопустимым [2].

Формирование всесторонне развитой личности, умеющей сосуществовать и развиваться в обществе возможно лишь при условии симбиоза профессиональной подготовки и правовой грамотности. Поэтому именно на преподавателях лежит прямая ответственность за прививание уважения к праву.

Важно отметить, что правовоспитательная работа не является самоцелью, а выступает способом формирования у студентов осознанного желания следовать букве закона, проявлять социальную активность в повседневной жизни. Наряду с этим необходимо прилагать усилия для обоснования идеи неотъемлемой взаимосвязи морали и права, демонстрации правовой защищенности основополагающих моральных норм. В процессе правового воспитания важно продемонстрировать, что социальное содержание законодательного регулирования тесно связано с воплощением в жизнь идеи справедливости.

Правовое воспитание должно осуществляться не только с учетом возрастных социально-психологических особенностей, но и специфического состояния молодежи, неопределенности будущего и неудовлетворенности настоящим.

Права студентов должны быть органично объединены с их обязанностями.

Злоупотребление правом, ложное понимание некоторыми молодыми людьми своего привилегированного положения в обществе прямо противоречит закону.

Цель правового воспитания состоит в формировании у студентов убеждения, что никакие причины, цели и неосведомленность, не оправдывают человека, который совершил противозаконное действие. При любых условиях правонарушитель должен нести личную ответственность перед государством и обществом.

Усовершенствование право-воспитательной деятельности с молодыми членами общества в то же время предусматривает фактическое изучение состояния их правосознания. Такой подход способствует повышению уровня правовой культуры студентов, преодолению социальных патологий, искоренению асоциальных деструктивных взглядов.

Подводя итог, можно сказать, что правовое воспитание обеспечивает нейтрализацию и устранения возможных деформаций в личностном развитии студентов. А усвоение правовых требований, обеспечивает формирование гражданской позиции студентов и способствует правомерному регулированию их поведения в учебной, трудовой, семейно-бытовой и других сферах деятельности. А целенаправленная активная деятельность студента является залогом его правовой культуры, которая проявляется внутренней осознанностью, уважением к праву и наблюдается в его поступках, в результате использования прав и выполнения обязанностей. Используя правовое воспитание в образовательном процессе, мы взращиваем юридически грамотное общество, имеющее активную жизненную позицию, твердые моральные качества и уважительное отношение к праву, закону и государству.

Список используемых источников

  1. Киселева Т. В. Правовая культура студентов // Успехи современной науки. 2017. Т. 8. № 4.
  2. Нестеров Н. В. Формирование и развитие правовой культуры студентов // Молодежная наука в развитии регионов. 2017. Т. 2.
  3. Государство и право: Крат. Слов.‑справ. / Авт.‑сост. Д. А. Ягофаров. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.‑пед. ун-та, 2001.
  4. Трофимова З.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов и учащихся. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004. – 176с.
  5. Матосян М. Г. Студент как субъект правовой культуры // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 3.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *