ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ОУ СПО

УДК 377

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ОУ СПО

Аксёненко Наталья Николаевна, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин, специалист высшей квалификационной категории,

ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТ

Ключевые слова. Правовое воспитание, правовая культура, процесс профессионального образования, профессионально-значимые качества, педагогическая практика, студент, нормы и правила общественного поведения, нравственные ценности.

Вступая во взрослую жизнь, подросткам нужно быть готовыми к происходящим в социуме изменениям, с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. У большей части современной молодежи Донецкой Народной Республики, в настоящее время наблюдается уровень правовой культуры, который не соответствует требованиям времени.

Это обусловлено происходящими в современном мире и обществе Донецкой Народной Республики изменениями, которые создают новые вызовы и определяют насущные потребности в формировании общереспубликанской гражданской идентичности и патриотизма у молодого поколения, правовой компетентности, воспитании уважения к человеческому достоинству, правам и свободам личности.

Основной задачей ОУ СПО является подготовка высококвалифицированных выпускников, которые будут не только владеть глубокими знаниями по выбранной специальности, но и смогут самостоятельно обновлять и применять их на практике, будут способны ориентироваться в законах развития общества и техники, обладать правовыми знаниями. Важнейшей ценностью личности становится творческий потенциал, наличие специфических качеств и жизненных установок.

Профессиональное образование Донецкой Народной Республики переживает сегодня период серьёзных преобразований. Идет поиск, как нового содержания обучения, так и инновационных форм его реализации в учебном процессе.

Задача учреждений СПО состоит в том, чтобы помочь студенту, а в дальнейшем специалисту достигнуть такого уровня правовой воспитанности, которая не просто позволит ему участвовать в правых отношениях без эксцессов, но и даст возможность включиться в конструктивную профессиональную деятельность, а также проявлять себя свободной личностью, обладающей системой сформированных правовых взглядов.

Профессионально-значимые качества, как подтверждает педагогическая практика, можно формировать. Для студентов необходимо создавать такие условия, чтобы обучение переходило в самообучение, воспитание в самовоспитание, а личность — из этапа развития в этап творческого саморазвития [1].

Правовую культуру необходимо формировать еще на этапе обучения и подготовки к профессиональной деятельности в ОУ СПО. При проведении анализа образовательного процесса в различных ОУ СПО Республики мы можем говорить о том, что в них накопился ряд существенных недоработок, которые, наряду с причинами социально-экономического характера отрицательно отражаются на формировании личностных и профессиональных качеств студентов, востребованных на рынке труда:

• содержание экономических дисциплин в ОУ СПО нацелено на получение экономических и управленческих знаний студентами, а не на формирование профессиональных значимых качеств

• не выявлены действенные средства и методы развития личности студентов в процессе формирования у них правовой культуры.

Вышеуказанные недостатки подтверждают актуальность темы исследования: «Правовое воспитание студентов ОУ СПО».

Цель исследования: выявить, научно обосновать, раскрыть сущностные стороны правового воспитания и совершенствовать его методику в процессе профессионального образования студентов.

Объект исследования: процесс профессионального образования.

Предмет исследования: правовое воспитание студентов ОУ СПО в процессе профессионального образования.

Гипотеза исследования: правовое воспитание студентов ОУ СПО в процессе профессионального образования будет эффективным, если:

— правовое воспитание станет рассматриваться как целенаправленная работа педагогов по формированию у студентов ценностных отношений к закону, общепризнанным нормам и правовому поведению, обеспечивающая развитие представлений, понятий и умений студентов в области права и правового поведения, на базе учета распространенного в молодежной среде правового нигилизма [2];

— осуществление правового воспитания станет реализоваться на базе педагогической модели, обеспечивающей интеграцию дидактических и воспитательных целей, форм, методов и средств обучения и воспитания студентов, направленной на формирование обобщенных знаний, умений и отношений в области права.

Ведущей целью профессионального обучения сегодня становится подготовка специалиста соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего собственной профессией, готового к постоянному профессиональному подъему, росту, а значит — на современном рынке труда конкурентоспособного специалиста.

Студенты за достаточно короткий срок должны овладеть и общими и профессиональными компетенциями, погрузиться в профессиональные трудовые отношения, так как это специфика правовой социализации студентов в профессиональных образовательных учреждениях.

Среднее профессиональное образование ориентировано на получение конкретной профессии (специальности) и носит прикладной характер. Гарантом успешной будущей профессиональной социализации становится правовая социализация студентов в профессиональных образовательных учреждениях.

Успешность правовой социализации студентов В ОУ СПО успешная правовая социализация обучающихся зависит от следующих педагогических условий:

— необходимо повышать правовую культуру педагогических работников образования для деятельностного осуществления правовой социализации студентов;

— организовать слаженный и непрерывный процесс освоения студентами базовых правовых норм в учебной и внеучебной деятельности;

— формировать правовое сознания и повышать наличие опыта правомерного поведения студентов при использовании в ОУ СПО разных форм и методов организации правового воспитания и обучения.

При этом формирование правовой компетенции обучающихся должна осуществляться опытными педагогами, способными применять больше творческих методов, например, разбор ситуационных жизненных задач и т.д. Преподаватели должны обязательно учитывать мнения и интересы студентов, поскольку именно такая форма подачи материала будет наиболее эффективной на современном этапе [3]. При изучении теории, необходимы интересные, креативные практические занятия, экскурсии, чтобы студенты видели в данном виде занятий не «еще один урок», а познавательное и социализирующее мероприятие.

В связи с этим, можно сформулировать ряд предложений, способствующих совершенствованию формирования правовой культуры и сознания студентов:

  1. В рамках просветительской работы по правовому воспитанию, при организации учебно-воспитательного процесса, рекомендуется использовать психологическое тестирование, психологический тренинг, работу с источниками права, интеллектуальный тренинг, составление и решение кроссвордов, диспуты, деловые игры, решение правовых задач, анализ жизненных ситуаций, правовой диктант, сочинение-размышление, цикл воспитательных часов и мероприятий;
  2. В ОУ СПО должны работать (не формально) кружки и клубы по интересам, чтобы обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации, трудные подростки и дети из малоимущих семей, наиболее уязвимые перед влиянием криминализации, могли занять свободное время полезным делом, поощрять творческую и научную работу студентов [4];
  3. В учебно-воспитательном процессе должны присутствовать конференции и брифинги, круглые столы, причем не только по проблемам права, но и по другим проблемам современности, так как это способствует социализации личности.

В результате проводимой работы, обучающиеся успешно входят в учебно-воспитательный процесс ОУ СПО, с легкостью осваивают нормы и правила общественного поведения, нравственные ценности, приобретают начальный опыт общественно значимой деятельности, формируют позитивную самооценку, самореализацию, воспитывают умение противостоять негативным воздействиям социальной среды, формируют поведенческие навыки, социализируются.

Список используемых источников

  1. Зубок Ю. А. Социальная интеграция молодёжи: рискологический подход // Общество и социология: новые реалии и новые идеи: труды I — го Всерос. социол. Конгресса. СПб., 2000.
  2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. — М.: Юритъ, 2009.
  3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2002.
  4. «Преступность несовершеннолетних как социальная проблема»// Российская юстиция. -2008. №6.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *