ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ

УДК 377

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Козлова Н.В., преподаватель иностранного языка,

специалист высшей категории

ГПОУ «Енакиевский политехнический техникум»

Ключевые слова: правовое воспитание, иностранный язык, права человека, правовое сознание.

Каждый человек, живущий в обществе, обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать, поскольку незнание закона не освобождает нас от ответственности перед ним за возможные правонарушения и проступки. В современном обществе каждый человек должен знать и уметь отстаивать свои гражданские права, что и является одной из целей правового воспитания молодежи.

Рассматривая проблемы современного образования сквозь призму восприятия обучающимися права как целостной системы, можно увидеть, что формирование правового сознания берет начало в семье, а его развитие возлагается на педагогов. Формирование и развитие правового сознания и правопослушного поведения обучающихся является частью гражданско-правового воспитания, осуществляемого в образовательных организациях всех уровней образования. Большое значение придается воспитанию уважения к закону, культуре, демократизму, высокой гражданской активности и ответственности.

Актуальность вопроса состоит в том, что сегодня в нашей республике ведется активная работа по формированию правового государства, которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан. Деятельность правового государства осуществляется на основе и в рамках законов. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо формировать правовую культуру человека в результате правового воспитания.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры [1].

Правовое воспитание является сложным процессом, который включает в себя следующие составные части:

  1. субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);
  2. объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);
  3. содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);
  4. методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
  5. формы воспитания:
  • правовое обучение, состоящее в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний;
  • правовая пропаганда, которая заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения через телевидение, радио, а также с использованием иных средств массовой информации;
  • юридическая практика, способствующая передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности;
  • самовоспитание, связанное с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений [1].

Привычным для всех является осуществление правового воспитания в образовательных организациях при изучении дисциплин социально-экономического цикла, однако необходимо понимать, что его можно реализовать и средствами других дисциплин, например, иностранного языка.

Иностранный язык занимает особое место среди множества других учебных дисциплин. Целью его изучения является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. На занятиях обучающиеся приобретают умения и навыки использования иностранного языка как средства общения, средства получения новой полезной информации, в том числе и правового характера.

Преподавание иностранного языка предоставляет педагогу широкие возможности в области правового воспитания. Этому способствует коммуникативная направленность дисциплины, ее обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и прежде всего – языка другого народа [2]. Межкультурная коммуникация является точкой пересечения языка и культуры. Знакомство с культурой стран изучаемого языка происходит путем постоянного сравнения и оценки ранее имевшихся и свежеприобретенных знаний, анализа и обсуждения понятий, изучения реалий других стран и сопоставления их с нашими, в результате чего происходит диалог культур. Сопоставление культурных фактов родной и изучаемой культур позволяет нам познать «чужую» культуру, помогает воссоздать социокультурный контекст при анализе информации, что приводит к адекватному ее пониманию [3].

В рамках изучения дисциплины ОДБ. 03 «Иностранный язык (английский)» в заведениях среднего профессионального образования (на базе УМК «Английский в фокусе» для 10 и 11 классов) изучаются темы и реализуются задачи, способствующие правовому воспитанию студентов.

Так, при работе с темой «Давайте бороться с дискриминацией!» обучающиеся рассматривают понятие и виды дискриминации, обсуждают ситуации из жизни, делятся собственным опытом, а в качестве домашнего задания выполняют мини-проект по созданию постера «Положим конец дискриминации».

Изучая темы модуля «Где есть воля, будет и способ», студенты узнают, как победить неблагоприятные жизненные обстоятельства, бороться с давлением со стороны сверстников, получают сведения о службе «Телефон доверия для подростков», придумывают и обсуждают ситуации, в которых они могли бы ею воспользоваться. При чтении отрывка из романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр» на примере главной героини рассматривают характер и поведение девушки, которая подвергалась травле со стороны родственников.

Тема «Я имею право» дает обучающимся возможность познакомиться со статьями Всеобщей декларации прав человека, обсудить их значение и важность, а также проанализировать и сравнить права человека в нашей стране и в англоязычных странах. Изучение данной темы способствует формированию общего представления о правах людей по всему миру и расширению кругозора в области правоведения как в нашем государстве, так и за его пределами.

Также на занятиях по иностранному языку поднимаются вопросы толерантного общения, имеющего огромное значение для жизни в современном мультикультурном обществе.

Большое значение уделяется патриотическому воспитанию. Этому способствует работа с материалами разделов «Россия в фокусе» и «Донбасс в фокусе».

В заключение следует отметить, что правовое воспитание в образовательных организациях не должно сводиться только к правовой информированности обучающихся. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов. Важно знакомить обучающихся с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности находится на высоком уровне, чему способствует изучение дисциплины «Иностранный язык».

Список использованных источников

  1. Теория государства и права. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие / Б.М. Емельянов, С.А. Правкин; Московский ин-т экономики, менеджмента и права. – Электрон. текстовые дан. – М.:, МИЭМП, 2004. – Режим доступа: https://be5.biz/pravo/t007/index.html.
  2. Кочергина, И.Г. Гражданско-патриотический потенциал уроков английского языка и внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – 2013. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/638545.
  3. Вартанов, А.В. Обучение межкультурной коммуникации в монокультурной образовательной среде [Электронный ресурс]: автореф. дис.. канд. пед. наук / А.В. Вартанов. – Электрон. текстовые дан. – Пятигорск, 2004. – Режим доступа: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002770142.pdf.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *