НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

УДК 316.61:340:377

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Воропаев В.К., преподаватель социально-экономических дисциплин,

специалист II категории,

ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум»

Ключевые слова: правовая социализация студентов, правовая культура, правовые нормы, правовое воспитание, гражданское самосознание.

Правовая культура является неотъемлемой и важнейшей частью общей культуры современного человека. Для успешного функционирования общества и качественного взаимодействия каждый обязан чётко понимать свои права и обязанности и иметь представления о нормативных документах, которые эти права и обязанности регулируют. Особенно это актуально для подростков. Жизненный этап студенчества характеризуется вступлением во взрослую жизнь, новыми формами отношений, как социальных, так и правовых. Поэтому подросток должен быть готов с одной стороны к происходящим социальным изменениям, а с другой – к самостоятельности и сопутствующей ей нравственно-правовой ответственности.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что уровень правовой культуры современной молодёжи Донецкой Народной Республики не соответствуют требованиям времени. Это связано с нестабильной экономической и политической ситуацией, с военными действиями, в условиях которых происходило и происходит становление нравственно-правового облика современного молодого человека.

Сейчас идёт процесс активного сближения Донецкой Народной Республики и Российской Федерации. Это также выражено в интеграции правовой государственной сферы Республики в правовую сферу России. На практике ДНР переходит от правовых норм Украины к нормам права Российской Федерации, поэтому актуальными для нас становятся российские нормативные документы, которые обеспечивают правовое регулирование современной системы образования. В частности, это Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. N Пр-1168 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан».

В этом указе закреплены требования, отражающие изменения, происходящие в современном обществе. Новые вызовы обуславливают новые потребности в формировании гражданской идентичности, правовой компетентности, патриотизма. Поэтому в Указе представлены важные задачи государственной политики в области образования: внедрение в образовательный процесс учебных программ, курсов, учебно-методических материалов касающихся приобретения знаний в области права с целью развития правового воспитания и образования подростков; применение специальных программ правового обучения и воспитания трудных подростков, несовершеннолетних правонарушителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; проведение научно-исследовательских работ для научно-методического обеспечения правовой социализации и правового образования, повышение уровня правовой и юридической осведомлённости педагогов.

Всё это является необходимым фактором для осуществления программ, направленных на формирование правовой культуры, понимание необходимости соблюдений норм права, осуществление социально-правовой деятельности и развития личности в целом. Человек не просто должен знать законы, но и осознавать морально-этические моменты законодательства.

Невысокий уровень культуры права и правосознания обуславливает недоверие граждан, в том числе и несовершеннолетних, к правоохранительным органам, пренебрежительным отношением к правовым аспектам общественной жизни. Налицо нарастающая криминализация молодого поколения и некая романтизация криминального элемента, подстёгиваемая современной массовой культурой.

Студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования — это люди с неокрепшим сознанием, со смутными представлениями о ценностях права, морали и этики. Возникают также сложности, связанные с гормональным всплеском, который человек переживает в подростковом возрасте. Вчерашний ребёнок начинает чувствовать себя взрослым, появляются потребности и желания, соответствующие «взрослому» состоянию, однако материальных возможностей для их удовлетворения ещё нет.

Начиная с 16-ти лет согласно статьи 29 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики у молодых людей добавляется объем дееспособности, и они получают право распоряжаться заработком и стипендией, а согласно статьи 30, подростки также могут заниматься предпринимательством. Это временами приводит к тому, что молодой человек начинает чувствовать независимость и необязательность подчинения авторитетам.

Низкий уровень знания и принятия правовых аспектов формирует отрицательное отношение к реальности, неприятие окружающего мира и противодействие ему. Всё это приводит к противоправной деятельности.

Растут такие явления как детская беспризорность, подростковая преступность, асоциальность. Это с каждым днём всё больше делает актуальной проблему правовой социализации подростков. Согласно последним научным наблюдениям растёт уровень агрессивности подростков, усиливается желание проявить себя через асоциальный поступок. Это усугубляется кризисом в современной семье.

Предлагается в целях повышения образовательного уровня учащихся в области права на тематических занятиях использовать творческий потенциал самих студентов. Предоставлять им возможность самим участвовать в подготовке и проведении правовых занятий. Следует максимально использовать наглядность, видеоролики, мультимедийные презентации, проводить встречи студентов с представителями правоохранительных органов. В частности, в ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум» всё вышеперечисленное применяется в рамках Недели правовой культуры.

Конечно, основная задача учреждения среднего профессионального образования сегодня – это развить профессиональные компетенции студента, будущего профессионала. Однако общие компетенции также очень важны для успешности, причём это справедливо для любого вида деятельности. Именно благодаря развитию общих компетенций повышается правовая социализация студентов, которая в свою очередь становится необходимым условием дальнейшей профессиональной социализации.

Существует ряд условий, которые влияют на успешность правовой социализации учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования:

— высокая правовая культура самих работников образования, особенно педагогов и работников, связанных с воспитательной деятельностью;

— помощь педагогов в организации процесса освоения правовых норм в рамках учебной деятельности и за её пределами;

— использование в образовательном процессе различных форм и методик организации правового обучения и воспитания в русле формирования правового сознания и наращивания опыта правового поведения.

Важно, чтобы образовательную и воспитательную деятельность в области права осуществляли квалифицированные педагоги, способные правильно подобрать наиболее действенные формы донесения информации и творчески применить различные методы. Теория обязательно должна быть привязана к практическим аспектам, имеющим место быть в жизни обучающихся.

Следует также учитывать интересы и мнения самих студентов, делать упор на общении в форме диалога.

С целью совершенствования процесса формирования правовой культуры и гражданского самосознания обучающихся можно сформулировать ряд предложений.

  1. При проведении просветительской работы по правовому воспитанию активно пользоваться психологическими тренингами и тестированием. Работать непосредственно с источниками права. Задействовать творческий потенциал студентов. Проводить классные часы, деловые игры и диспуты, составлять кроссворды, решать правовые задачи, анализировать реальные ситуации.
  2. Организовывать кружки и секции для того, чтобы студенты могли в свободное от учёбы время заняться конструктивной деятельностью и направить свою энергию в творческое русло. Особенное внимание следует уделить трудным подросткам и детям из малоимущих семей.
  3. Организовывать связи между различными учебными заведениями посредством проведения круглых столов, съездов и конференций на которых будут рассматриваться как проблемы права, так и другие вопросы, актуальные для обучающихся и способствующие процессу правовой социализации.

В ходе работы по правовому воспитанию учащиеся усваивают конструктивные социальные установки, формируют в себе правильные ценности и правила поведения в обществе, усваивают правовой опыт, который помогает избежать негативного влияния «улицы».

Список использованных источников

1. Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право. 2005. № 2.

2. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М., 1989.

3. Сальников В.П. Правовая культура // Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1993.

4. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2002.

6. Сунцов Е.А. Актуальные проблемы воспитания правовой культуры молодежи // Общество и право. 2009. № 3.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *