ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

УДК 377:37.014.54

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

Безбородова А.Г., преподаватель социально-экономических дисциплин,

специалист I категории,

ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум

Ключевые слова: экономическое воспитание, экономическая система, экономическое пространство, принципы воспитания, экономическое воспитание, профессиональное образование, компетенция, компетентностный подход.

Социально-экономические изменения в республике ставят необходимым условием поиск новых подходов, обеспечивающих эффективную подготовку профессиональных кадров, отвечающих высоким требованиям рынка труда.

Повысить уровень профессиональной подготовки в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, можно с помощью планомерно организованного экономического воспитания студентов.

Экономическое воспитание (ЭВ) – это педагогический процесс, формирующий экономические качества и свойства личности. К ним относятся: экономическое мышление, поведение, сознание, ценности, способности, потребности, интересы, установки, планы, мотивы, нормы, стандарты, привычки, компетенции, экономические чувства.

Сегодня ценностные ориентации экономического воспитания составляют теоретическую основу социокультурного развития молодежи. Выделение такого рода ценностей связано с переходом нашей цивилизации от индустриальной к постиндустриальной форме социальной жизни.

Концептуальную основу экономического воспитания студентов составляют философско-мировоззренческие принципы воспитания, выявляющие ценностные ориентации для единого воспитательного процесса образования и особенно важные при переходе нашей цивилизации к демократической социально-экономической жизни.

Развитие рыночных отношений обусловило появление экономических реформ в России в области образования и воспитания. Учёные, такие как А.Ф. Аменд, П.Р. Атутов, Б.Т. Лихачев и др., рассматривают экономическое образование и воспитание как организованную педагогическую деятельность, специально продуманную систему работы, направленную на формирование экономического сознания студентов.

По мнению ученых, экономическое воспитание должно способствовать развитию экономического мышления, формированию нравственных и деловых качеств, общественной активности, предприимчивости [2].

В педагогической литературе ХХ века, в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, М.А. Васильевой, Н.Ф. Виноградовой, О.С. Богдановой, Ф.Ф. Королева, В.В. Краевского, Н.А. Менчинской, А.К. Марковой, В.С. Мухиной, С.А. Козловой и других ученых рассматривается процесс развития мышления учащихся, их способностей к овладению знаниями, наукой, восприятию окружающей жизни первоначально в дошкольном и младшем школьном возрасте, а на последующих этапах подросткового, старшего возраста этот процесс становится качественно иным, более глубоким. Профессиональное образование является завершающим, именно в этот период происходит адаптация, профессиональное становление личности, освоение новой социально-профессиональной роли и норм профессионального поведения в коллективе. Данный период обучения, также как дошкольный и школьный, заслуживает серьезного внимания педагогов. Теория Л.С. Выготского о двух уровнях развития личности, основанная на постепенном переходе от управления процессами воспитания и развития личности к процессам ее самовоспитания и саморазвития, объясняет важность перехода обучаемого к самоорганизации жизнедеятельности [1].

Экономическое воспитание представляет собой процесс, движущей силой которого является разрешение противоречий между требованиями социально-экономической среды к студенту и его возможностями удовлетворить эти требования. Студенты сталкиваются с серьезным стрессом, так как перед ними остро встает вопрос о самореализации. Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Главный принцип образования и воспитания — научить студентов творить и развивать себя как личность [4]. Студентам необходимо активизировать все свои умения, навыки и способности для дальнейшего успеха.

Социально-экономические положения в республике требуют серьезной эрудированности молодежи, обладания минимальными экономическими знаниями и понятиями. Систематические и полные знания экономики получают исключительно студенты экономических специализаций, экономических вузов. Критическое положение происходит в отношении студентов специальных дисциплин, т.к. часы, выделенные на изучение предмета экономики, минимальны охватывают лишь экономические теории без подкрепления практической деятельностью.

Вследствие этого обучение представляет собой поверхностное ознакомление с широким понятием «экономика», перегруженное изучением экономической теории, без явного применения ее на практике. Таким образом, те основные практические знания, которые могут пригодиться в общественной жизни, не раскрыты. Поэтому студентам не удаётся, в достаточной степени, овладеть такими элементарными экономическими понятиями, как ВВП (валовый внутренний продукт), ВНП (валовый национальный продукт), НДС (налог на добавочную стоимость), инвестиция, акция, приватизация, с которыми при этом сталкиваются в повседневной жизни. Интерес обучающихся направлен исключительно на предметы по специализации. В этих условиях сложно обеспечить постепенное включение студентов в систему экономических отношений и преобразований, способствовать развитию экономического мышления в процессе профессионального образования, заинтересовать их политической и экономической обстановкой в Республике, эффективно мотивировать к познанию общественных реалий.

Вышеуказанные проблемы связаны с необходимостью формирования у студентов нового типа поведения в экономической системе, основанной на личной ответственности за свой успех. Поэтому задачи экономического воспитания должны включать в себя воспитание нравственно-этических компонентов регулирования отношений личности и общества, а также воспитание ответственности за принятие решений в экономическом пространстве:

1. Формирование системы экономических знаний, представлений об экономике и социально-экономических ценностях.

2. Формирование экономической картины мира.

3. Формирование экономического отношения к труду, деятельности, природным ресурсам.

4. Формирование коммуникативной потребности.

5. Формирование навыков экономической деятельности студентов. Освоение стратегий и технологий взаимодействия в экономическом пространстве.

6. Развитие альтернативного и прогностического мышления, экономической культуры, экономического сознания.

Для решения этих задач экономическое воспитание опирается на следующие принципы.

1. Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об организованности экономической системы общества.

2. Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у студентов чувства предвидения экономических влияний и изменений, способности прогнозировать возможные пути развития экономической политики.

3. Принцип интеграции естественно-научных и экономических дисциплин обеспечивает взаимодействие естественно-научных и экономических аспектов, их практической и теоретической составляющей профессиональной деятельности студентов.

4. Принцип гуманизации исходит из права обучаемых на успешную реализацию профессиональной деятельности, а также поддерживает идею формирования личности, способной к экономически целесообразной деятельности.

5. Принцип единства, познания, действия исходит из восприятия знаний экономики как неотъемлемой части общественной жизни личности.

Все вышеизложенное говорит о потребности в разработке технологии формирования ЭВ у студентов.

Я вижу реализацию ЭВ через управление этим процессом с позиций компетентностного подхода.

Компетентностный подход означает что в основе ЭВ студентов лежит формирование экономических компетенций.

Изучение ЭВ через экономические компетенции предполагает уточнение значения категории «компетенция». Компетенция есть взаимодействие когнитивного, предметно-практического и личностного знания. Компетенция — качество, совокупность свойств, новые характеристики личности выпускника, новые категории в формулировании результата образования и обучения. В структуре процесса образования компетенции выступают как конструкты образовательного процесса. Применение компетентностного подхода — это попытка привести образование в соответствие с потребностями рынка труда, запросами личности и общества [5].

Поэтому усилия по совершенствованию образовательного процесса должны быть направлены на то, чтобы обучать в соответствии с экономической реальностью. Необходимо связать образовательное пространство техникума с реалиями современности, модернизировать организацию учебного процесса, обеспечив формирование личности, подготовленной к эффективной профессиональной деятельности. Таким образом, с помощью планомерно организованного экономического воспитания, возможно существенно повысить результативность функционирования педагогической системы.

Список используемых источников

1. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. – 1972. — № 2. – С. 45.

2. Кондратенко Т.В. Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности: дис. … канд. пед. наук. – М., 2002.

3. Развитие экономического мышления в вузе: материалы научно-практической конференции / Л.В. Бармашова. – Вязьма, 2003. – 147 с.

4. Сластенин В.А. Педагогика: уч. пособ. для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

5. Соснин Н.В. Содержание обучения в компетентностной модели ВПО (к освоению ФГОС ВПО). – Красноярск СФУ, 2011. – С. 240.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *