ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 377

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Новак Ю.А., заведующий учебно-методическим кабинетом,

специалист высшей категории,

ГПОУ «Горловский техникум»

ГОУВПО «Донецкий национальный университет»

 

Ключевые слова: образовательное учреждение, опыт группового взаимодействия, эффекты малых групп, повышение самооценки, результативность, компетентность.

 

Способность эффективно кооперироваться с другими людьми – составная часть гражданского образования, подготовки к жизни в обществе. Все это не может не отразиться на требованиях к современному образованию. Образовательные учреждения должны отвечать на этот вызов, а обучение техникам продуктивной совместной работы должно занять подобающее место среди обязательных элементов содержания образования. Другая причина, по которой обучение кооперироваться, эффективно работать в группах особенно актуально сегодня – изменяющийся на наших глазах опыт подростков. Сейчас они проводят больше времени за компьютером, чем в играх со сверстниками. Зона стабильного социального окружения, которое раньше помогало приобрести опыт группового взаимодействия в условиях коллектива сверстников, существенно сузилась. Поэтому навыки кооперации, которые ранее в значительной степени стихийно формировались социальной средой, теперь надо осваивать в процессе учебы в образовательном учреждении.

Третья причина связана с задачами гражданского образования. Чтобы выполнить обязанности полноправного гражданина своей страны нужно обладать немалой коммуникационной компетентностью, уметь добиваться необходимых решений в различных инстанциях, выслушивать коллег и противников, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения.

Интерес к групповым формам работы имел место еще в 1970-80-е гг. после серии публикаций Э. Коэн, Д. Джонсона, Р. Джонсона, С. Кагана и других исследователей, выполненных преимущественно в США. Используя результаты фундаментальных работ по теории кооперации и конкуренции в малых группах, а также материалы из других областей психологии, проведя свои многочисленные эксперименты, исследователи и их коллеги сформировали основы современной педагогической техники групповой работы. Сегодня этой техникой успешно пользуются миллионы педагогов во всех странах мира.

Проблема малых групп является центральной для социальной психологии, и она рассмотрена в ней достаточно подробно. Поскольку обучение в ОУ СПО, по своей сути, является групповым, то все эффекты, которые характерны для малых групп, можно наблюдать и использовать в учебном процессе. Приведем некоторые эффекты малых групп, которые выделяют в социологии и социальной педагогике:

  1. Фаcилитация (от лат. Facies — образ, лицо) — значительное повышение продуктивности деятельности под влиянием присутствия других.
  2. Синергия — совместные действия двух или нескольких лиц, при котором результат этих действий превышает сумму возможных действий каждого из них в отдельности.
  3. Конформность. Для интерактивного обучения этот эффект приобретает особое значение во время дискуссий. Мнение, сформированная группой в процессе обсуждения, воспринимается каждым ее участником как личностная.
  4. Заражение. Специалисты в области деловых игр отмечают высокую увлеченность обучающихся при использовании интерактивных форм обучения. Одной из причин этого, вероятно, является эффект заражения, который передает всем участникам эмоциональный настрой, побудительный мотив к активному участию в действии, усиливающаяся при групповых формах обучения за счет многократного отражения.

Если говорить о методах интерактивного обучения в условиях фронтально-групповой формы организации учебной деятельности, то отметим, что эти методы можно применять и в случае кооперативного обучения. Рассмотрим некоторые из применительно к дисциплинам экономического направления.

«Ассоциативный куст». Студентам предлагается ключевое слово экономического содержания, они вспоминают все, что возникает в памяти отношению к нему. Сначала возникают стойкие ассоциации, затем второстепенные. Студент фиксирует на интерактивной доске ответы в виде своеобразного «куста», который постепенно растет. Следовательно, на практическом занятии по теме «Анализ розничного товарооборота. Расчет объема товарооборота» (дисциплина «Экономика организации») студентам предлагается ключевое слово «товарооборот» и по ассоциациям подбирают экономические термины: деньги, доход, выручка, продажа, ассортимент, реализация и тому подобное.

Наше наблюдение показывает, что «ассоциативный куст» эффективно используется для актуализации знаний, умений и навыков.

Метод «ассоциативного куста» активизируют творческую мысль студентов, развивают гибкость мышления. Применение дает возможность студентам установить связи между экономическими терминами, явлениями, их взаимозависимость, обобщить изученный материал и выявить существенные различия между отдельными экономическими категориями. Кроме того, имеет место коллективная работа с принятием окончательного решения. 

«Мозаика». Метод используется для создания ситуации, которая дает возможность студентам работать вместе для усвоения большого количества информации за короткий промежуток времени. Группа делится на экспертные подгруппы, которые получают задание для экспертизы. Работая с дополнительной литературой или иными источниками информации, члены подгруппы составляют блок-схемы экспертной оценки. После завершения работы образуются консультационные группы, в которые входят по несколько студентов из каждой экспертной подгруппы. Студенты обмениваются результатами экспертиз, анализируют материал в целом, записывают необходимую информацию, а закончив работу, возвращаются к своим экспертным группам, где окончательно обобщают весь материал. Например, практическое занятие на тему «Анализ ритмичности выпуска продукции. Анализ качества продукции. Анализ производственного брака» (дисциплина «Организация деятельности производственного подразделения») содержало следующие задачи. Студенты осуществляют анализ производственной деятельности, в частности ритмичности, качества и нехватки производства; прорабатывают формулы для расчета показателей, методом отбора применяют некоторые из них для анализа, делают сравнения, определяют логические выводы, рекомендации по улучшению деятельности; доводят мнение, что снижение брака на производстве является одним из условий использования внутренних резервов увеличения объемов производства.

Работа в подгруппах дает положительные результаты, поскольку студенты пытаются показать свои знания, а это стимулирует их к учебной деятельности.

Метод «Pillips 66». Первая цифра в названии указывает на то, что в группе работает 6 участников. Вторая цифра указывает на то, что группа работает над проблемой 6 мин и записывают окончательное решение на бумагу, чтобы потом не вносить изменения. Представители команд собираются в центре и обсуждают, могут делать перерыв и советоваться представителям в своих командах.

После презентации всех идей путем консенсуса или голосования (участники сами решают) команда или команды (если одновременно работало их несколько) делают лучших идей.

«Диалог Сократа». Это один из самых важных методов обучения, который позволяет участникам группы самостоятельно формулировать проблему и предлагать пути ее решения. Метод Сократа предусматривает применение аналогии как способа выявления противоречий в высказываниях участников дискуссии. Участники учатся аргументировано выражать свое мнение.

Наше наблюдение за деятельностью студентов на занятиях показывает, что они активно привлекаются к работе в микрогруппах (группе), эффективно усваивают значительный объем материала за короткое время, приобретают навыки работы в команде, имеет место высокий уровень учебной мотивации, воспитывается чувство ответственности.

За последнее десятилетие проведены сотни экспериментальных педагогических и психологических исследований, а их результаты свидетельствуют, что групповая работа обеспечивает более высокий уровень результативности учебного процесса, формирование более доброжелательной обстановки, повышение самооценки и коммуникационной компетенции и, в конечном итоге, лучшее психическое здоровье обучающихся.

 

Список используемых источников

 

  1. Богоявленская А. Е. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки// Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. – № 2. – С. 76-87.
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии – М.: Народное образование, 2010. – 240 с.
  3. Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования: монография – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. – 183 с.
  4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2016. – 368 с.
  5. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *