КООПЕРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

УДК 377

КООПЕРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Овсейчук Т.В., преподаватель специальных дисциплин,

специалист высшей категории,

ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум»

Ключевые слова: кооперативное обучение, малые группы, сотрудничество, структуры Кагана.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогическая технология. Применительно к педагогическому процессу технологию обучения можно определить как совокупность методов приемов в их логической последовательности, составляющей процесс обучения.

Существует множество различных способов, приемов, которые в совокупности создают целостную, действительно успешную картину.

Одна из таких технологий — технология кооперативного обучения, разработанная Спенсером Каганом в 1980-1990годы.

Кооперативное обучение – это технология обучения в малых группах. Члены большой группы или класса разделяются на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них преподавателем.

Структуры Кагана — это простые приемы обучения и методические рекомендации, которые помогают организовать взаимодействие учащихся, учебного материала и учителя. Популярные структуры Кагана включают в себя:

Numbered Heads Together (здесь и далее дословный перевод — «пронумерованные головы, работающие вместе»),

  • Timed Pair Share (временная кооперация парами),
  • Rally Robin (круглый стол);
  • Pairs Compare (сравнения парами);
  • Kinesthetic Symbols (кинетические символы);
  • Lyrical Lessons (лирические уроки) и др.

Быстро и просто «пронумеровать головы, работающие вместе», поможет набор бейджей (пластиковые прямоугольники с нанесёнными на них цифрами), разных цветов (красный, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Деление на команды может быть случайным образом (бейджи из коробки достаются произвольно), преподаватель может выбрать лидеров групп, раздав им бейджи с номерами «1», и позволить сформировать команды, выбирая поочередно, по «одной голове». Преподаватель может сформировать команды, раздав бейджи одного цвета, сидящими друг за другом студентам.

Рисунок 1. Набор бейджей

Кооперативное обучение (обучение в сотрудничестве) основано на мысли о том, что учение — это естественный социальный акт, в процессе которого участники разговаривают друг с другом. Учение происходит в процессе общения, т.е. каждый из участников должен быть подготовлен не только к определенной работе, но и к работе совместной.

Обучение в сотрудничестве может начинаться с каких-нибудь простых и веселых заданий, например, разгадать ребусы на компьютерную тематику:

монитор

компьютер

процессор

 

Рисунок 2. Ребусы на компьютерную тематику

Работа в группе предполагает некий вызов, которой открывает двери активному взаимодействию с партнерами, а также процессу синтеза информации в противовес механическому ее запоминанию и воспроизведению.

Для Pairs Compare (сравнения парами), может быть выбран венгерский кроссворд, слова записываются «змейкой» – их можно читать в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева на право, справа налево, сверху вниз, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.

Р Е Т Н Т И Н О М
Д Е М И О В А Л К
О Д П Р Р И А Т У
М И Г И Т А М А Р
Ф А Р Г Д И И К Р
О И Т О Ж 3 Е Р О
П О Е Й К А Н О Ф
О Р Л С С Р Е Н М
С Т Ь Т И К Ь Ш Ы

Рис.3 Венгерская змейка

Р Е Т Н Т И Н О М
Д Е М И О В А Л К
О Д П Р Р И А Т У
М И Г И Т А М А Р
Ф А Р Г Д И И К Р
О И Т О Ж 3 Е Р О
П О Е Й К А Н О Ф
О Р Л С С Р Е Н М
С Т Ь Т И К Ь Ш Ы

Ответы.

1. Графопостроитель.

2. Джойстик.

3. Дигитайзер.

4. Клавиатура

5. Микрофон.

6. Модем.

7. Монитор.

8. Мышь.

9. Принтер.

10. Сканер

Рис.4 Ответы на венгерскую змейку

Задание выполняется в обстановке, где студенты разговаривают друг с другом. Во время этой интеллектуальной гимнастики студенты создают систему и аргументацию данного рассуждения.

Студентами используется значительно больше возможностей в ситуации, когда они могут работать с несколькими точками зрения людей с разными мировоззрениями.

В этом процессе студенты начинают создавать свою уникальную концептуальную структуру, а не полагаются исключительно на мнение экспертов или учебника. Студенты обмениваются находками таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без неё задание не будет считаться выполненным. После сдачи работ, производится анализ ошибок, допущенных при выполнении задания. Это позволит овладевать практикой таких навыков, как активное и терпимое «слушание», помощь друг другу.

Приемы кооперативного обучения могут быть эффективны на разных этапах изучения материала.

Кооперативное обучение означает, что студенты работают совместно. Но это также означает, что они работают самостоятельно. Приемы кооперативного обучения могут быть эффективны на разных этапах урока, для организации разных форм и видов деятельности.

Получив задание решить систему уравнений в Excel

в диапазоне от 2 до 4, с шагом 0,2

группа выполняет анализ, результатом которого может быть следующее распределение ролей в группе:

  1. Формирует диапазон значений аргумента
  2. Формирует значение значений 1-й функции
  3. Формирует значение значений 2-й функции
  4. На основании результатов №2 и №3 строит график функции
  5. Вся группа оформляет диаграмму, дополняя и подсказывая наилучшее визуальное восприятие.

Каждый из учащихся работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопроса и завершении работы над ним.

Кооперативное обучение помогает организовать групповую работу, максимально включив студентов в самостоятельную учебную деятельность

Формирование коммуникативных учебных действий, связанных с умением учитывать позицию собеседника, договариваться, приходить к общему решению, позволяет достаточно быстро достигать наилучший результат.

При кооперативном обучении все учащиеся будут знать, что у них будет время подумать, а потом еще сравнить свой ответ, убедиться в его правильности с партнером. Таким образом, это принцип поддерживает и дает уверенность ученику слабому или нерешительному, заставляет его активно мыслить и помогает принять участие в обсуждении.

Чтобы взаимодействие имело эффективный результат, необходимо включить пять элементов в образовательный процесс:

Во-первых, позитивную взаимозависимость. Каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих. Положительной взаимозависимости добиваются члены группы, когда они имеют общие цели, получают коллективное вознаграждение, делятся информацией или выполняют взаимозависимые роли (делают доклад, оказывают помощь).

Во-вторых, каждый член группы должен нести индивидуальную ответственность за изучение материала. Индивидуальная ответственность проверяется в письменных работах, выборочном опросе при ответе за весь коллектив.

В-третьих, взаимодействие «лицом к лицу» с поощрительной направленностью предполагает стимулирование студентами успеха друг друга, одобрение, поддержку. Вербальные и невербальные реакции обеспечивают обратную связь деятельности студента, возможность узнать друг друга на личностном и профессиональном уровне.

В-четвертых, успех кооперативных усилий требует развития межличностных и групповых навыков. Навыкам принятия решений, созданию доверия, коммуникации, управления конфликтами надо обучать, как и академическим навыкам.

В-пятых, членам группы надо предоставить возможность оценить свои совместные усилия и степень изучения материала. Это позволит в дальнейшем совершенствовать групповой процесс.

Список использованных источников

  1. Комплексный подход к применению педагогических технологий: Учебно-практическое пособие / Н.Н. Михайлова Н.Н., А.А. Семенова — М.: Институт развития профессионального образования, 2001. — 132 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2000. — 272 с.
  3. Пометун А.И., Современный урок: интерактивные технологии обучения: Науч.-метод. посибн. / О.И. Пометун, Л.В. Пирженко / Под ред. А.И. Пометун. — М.: Издательство А.С.К., 2004. — 192 с.
  4. Панюкова С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. — М.: Изд-во ИОСО РАО. 2008, —120 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *