КООПЕРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

УДК 377

 

«КООПЕРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»

 

Кононенко Е. Б. преподаватель экономических дисциплин,

специалист высшей категории

ГПОУ «Харцызский технологический техникум

ГОУ ВПО» «ДонНТУ»

 

Ключевые слова: методы обучения, технологии, кооперативное обучение, коммуникативные навыки.

 

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогическая технология. Применительно к педагогическому процессу технологию обучения можно определить как совокупность методов приемов в их логической последовательности, составляющей процесс обучения.

Существует множество различных способов, приемов, которые в совокупности создают целостную, действительно успешную картину [2].

Одна из таких технологий – технология кооперативного обучения.

Приемы данной технологии разработаны Спенсером Каганом в 1980-1990 годы.

Кооперативное обучение – это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися. Обычная работа в группах отличается от кооперативного обучения. Дело в том, что работа в группах – это всего лишь форма организации учебного взаимодействия, а кооперация – это целая технология, со своим научным обоснованием, своими принципами, набором приёмов и форм организации взаимодействия. Это обучение в малых группах, в которых каждый из студентов работает над своим заданием, с последующим его обсуждением в группе и представлением общего результата работы всей группы. Таким образом, кооперативное обучение означает, что студенты работают совместно. Но это также означает, что они работают самостоятельно [1].

Существуют различные виды кооперативных методов обучения:

– обучение в командах достижений;

– метод Jigsaw;

– метод Learning Together;

– метод структурированного противоречия;

– метод дискуссии Л.М. Митиной и т.д. [5].

Все приведенные методы основаны на делении студентов на мини-группы для решения поставленной перед ними задачи и различаются технологиями организации дискуссий между студентами.

Как можно организовать процесс обучения, чтобы все студенты принимали активное участие в работе? Для этого у них должна быть личная цель. 

Прием 1 «Три шага»: Подумай – Поделись с партнером – Представь группе. Этот прием – основа кооперативного обучения. Шаг первый: Подумай! В этой фазе все студенты работают самостоятельно, получают индивидуальные задания. Второй шаг – это обсуждение результатов индивидуальной работы в парах или мини-группах, добавления, исправления, т.е. углубление собственных знаний по вопросу. И только на 3 этапе результаты пары или группы будут представлены всей группе.

Приём 2 «Мозаика»

  1. Выделяются несколько (3-5) аспектов изучаемого материала. Класс разбивается на группы по несколько (3-5) человек. Каждый член группы специализируется на одном из выделенных аспектов (эксперт по данному вопросу).
  2. Члены групп расходятся по экспертным группам, каждая из которых концентрируется на одном аспекте изучаемого материала. В экспертную группу входит по одному эксперту от каждой группы.
  3. Экспертная группа разрабатывает свой аспект изучаемого материала и готовит по нему сообщение.
  4. Эксперты возвращаются в свои группы.
  5. Каждый эксперт делает сообщение по своему аспекту изучаемого материала и добивается, чтобы этот аспект усвоили все члены группы.
  6. Итоговая проверка освоения материала всеми членами группы и подсчет очков, полученных каждой группой.

Приём 3 «Слоеный пирог».

Класс делится на малые группы по три человека. Предъявляется текст (письменно, вербально или на видео). Время предъявления информации или чтения текста фиксировано. Далее следует обмен мнениями, записями, выяснение непонятных моментов в группах. Возможно взаимное консультирование групп. После чтения, прослушивания или просмотра новой порции информации повторяются вышеописанные действия внутри групп. Заключительным этапом работы является фронтальное выяснение оставшихся непонятных вопросов.

Приём 4 Placemat.

  1. Студенты делятся на четверки, дается время для размышления над каким-либо вопросом (Шаг 1 – Подумай!) и записи выводов в свою часть листа.
  2. Далее все вчетвером обсуждают проблему и записывают общий вывод в середину листа (Шаг 2 – Поделись!)
  3. Затем группа представляет свой результат всему классу. (Шаг 3 – Представь!)

Приём 5. «Аквариум»

  1. Студенты разбиваются на группы по шесть человек, в группе определяются три роли. Группа делится на три пары.
  2. Члены каждой пары берут на себя исполнение одной из ролей (дублеры). В каждой паре назначаются первый и второй исполнитель выбранной роли.
  3. Первая смена исполнителей (три человека располагается у стола, вторая – садится сзади, каждый дублер садится за спиной напарника).
  4. Преподаватель устанавливает продолжительность работы смены (2-4 минуты) и дает сигнал к началу работы. Участники первой смены работают, второй – только наблюдают (любое вмешательство наблюдателей в работу запрещено).
  5. По истечении установленного времени исполнители меняются местами (пересаживаются). Теперь второй исполнитель работает, а первый наблюдает. Дублеры начинают работу с того места, где ее прервал сигнал о смене участников работы [3].

Конечно, нельзя утверждать, что кооперативное обучение – панацея от всех учебных проблем. Типичные трудности, с которыми может столкнуться педагог, решивший построить процесс обучения на основе кооперации:

– попытки отдельных учеников выполнять всю работу в группе, командовать;

– слабые ученики могут чувствовать себя неуверенно, отказываться от работы;

– группа может отвлекаться от учебной задачи либо «увязнуть» в ней, не понимая, куда и как двигаться дальше.

Но при систематическом применении данной технологии, при умелой организации и распределении ролей в группах, указанные проблемы решаемы. А одним из главных плюсов данной технологии является раскрепощение студентов. Ведь часто дети просто боятся, что их внезапно спросят. Страх блокирует мыслительную деятельность. При кооперативном обучении все студенты будут знать, что у них будет время подумать. (Шаг 1), а потом еще сравнить свой ответ, убедиться в его правильности с партнером. (Шаг 2). Таким образом, это принцип поддерживает и дает уверенность студенту слабому или нерешительному, заставляет его активно мыслить и помогает принять участие в обсуждении. Безопасность и редукция страха – одно из условий успешного кооперативного обучения. Среди других таких условий можно выделить:

  1. Работа в маленьких группах. Группа не должна превышать 4х человек. Только максимально в таком составе можно работать, не мешая другим группам и результативно инвестировать свой опыт в работу группы.
  2. Саморегуляция и личная ответственность. Все студенты должны быть готовы представить результаты работы группы и способны активизировать собственную мыслительную деятельность, т.к. каждый должен высказаться при обсуждении внутри группы.
  3. Рефлексия способов индивидуальной и групповой работы. Если члены группы оценивают так или иначе рабочий процесс, работа в группе будет прогрессировать, и студенты будут шаг за шагом формировать свои универсальные учебные навыки [4].

Я убеждена, что приемы кооперативного обучения представляют собой новый формат организации учебного процесса и эффективны для формирования коммуникативных УУД. При планировании урока нужно учитывать, что может понадобиться больше времени для каждой фазы работы студентов, чем нам кажется. Когда студенты приобретут необходимый опыт, можно легко использовать приемы кооперативного обучения на разных этапах урока без больших затрат времени, а сами уроки станут более интересными и динамичными.

Результативность применения приемов кооперативного обучения сложно оценить, поскольку здесь главное — коммуникативная составляющая. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что при использовании приемов кооперативного обучения, деятельность студентов на занятии постепенно меняется — они учатся договариваться, учитывать мнения друг друга и согласовывать свои действия при решении учебной задачи; при выполнении совместных проектов студенты научились бесконфликтно работать со своими партнерами. Все это в конечном итоге успешно формирует личностные и коммуникативные УУД.

 

Список используемых источников

  1. Бар Р., Таг Дж. От обучения к учению – новая парадигма высшего образования // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сб. статей-рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Минск – 2001 – С. 13–39.
  2. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей [Текст]/ А.К. Колеченко. Санкт-Петербург: КАРО, 2008.–368 с.
  3. Кооперативное учение// Русинова Л. П. Учебное пособие «Педагогический словарь по темам», Сарапул, 2010 г.
  4. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза. – Новосибирск: Изд-во, НГАУ – 2012.
  5. Хащенко Т.Г., Макарова Е.В. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе вуза. – Ульяновск: УГСХА – 2011. – 46 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *