КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

УДК 377

 

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

 

Бондаренко Е П., преподаватель специальных дисциплин,

специалист высшей категории,

ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»

 

Ключевые слова: учебный процесс, обучающийся, компетентность, лабораторное занятие, умения, навыки, оценивание.

 

Учебный процесс в образовательных учреждениях среднего профессионального образования – это система организационных и дидактических мероприятий, направленных на реализацию содержания образования на определенном образовательно-квалификационном уровне согласно Государственным образовательным стандартам.

Лабораторные занятия – форма учебных занятий, при которых обучающийся под руководством преподавателя лично проводит натурные или имитационные эксперименты или исследования с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, приобретает практические навыки работы с лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой, технологическим оснащением.

Изучение основных правил эксплуатации станков с ЧПУ является необходимым квалификационным условием подготовки специалистов среднего звена по специальности 27.02.04 Автоматические системы управления базовой подготовки при изучении общепрофессиональной дисциплины «Обслуживание станков с программным управлением». Уровень усвоения темы «Техническое обслуживание станков с программным управлением» существенно зависит от практического закрепления полученных знаний. По указанной теме предусмотрена лабораторная работа «Проверка станка с программным управлением на геометрическую точность».

Проведение лабораторной работы обоснованно профессионально-практическим направлением учебного материала в соответствии с содержанием общих и профессиональных компетенций, соответствующих виду профессиональной деятельности: эксплуатация электронного оборудования и систем автоматического управления. В содержание лабораторного задания введены наиболее распространенные методы проверки геометрической точности станков с программным управлением. Основные этапы проведения лабораторного занятия должны быть выдержаны при организации деятельности на основе внедрения различных дидактических методов и дифференциации обучения.

План занятия.

Дисциплина: ОП.14 Обслуживание станков с программным управлением.

Специальность: 27.02.04 Автоматические системы управления.

Место проведения: лаборатория технологического оборудования и оснастки.

Тема по программе: Техническое обслуживание станков с программным управлением.

Тема занятия: Проверка станка с программным управлением на геометрическую точность.

Вид занятия: практическое.

Тип занятия: занятие по формированию умений и навыков.

Форма занятия: лабораторная работа.

Цели занятия.

Обучающая: отработка умений и навыков, обучающихся при выполнении проверки станков с ПУ на геометрическую точность, составлении технической документации, анализе результатов проверок. 

Воспитательная: помощь в самоактулизации и будущей профессиональной деятельности, формирование необходимости приобретения практических навыков, умения обобщать полученные результаты.

Методическая: совершенствование организации лабораторного занятия в условиях лаборатории технологического оборудования и оснастки с учетом комплексной системы оценивания достижений обучающихся.

Развивающая: развитие способности переносить имеющиеся знания и умения в производственную ситуацию, самостоятельного решения поставленной задачи, умения правильно анализировать полученные результаты.

Межпредметные связи.

Обеспечивающие: Математика, Метрология, стандартизация и сертификация, Технологическое оборудование.

Обеспечиваемые: Технология эксплуатации электронного оборудования электронной части станков с ЧПУ, Теоретические основы технического обслуживания и ремонта электронного оборудования электронной части станков с ЧПУ, Учебная практика, Производственная практика (по профилю специальности).

Обеспечение занятия.

Методическое: инструкции к лабораторной работе № 1, бланки отчетов, инструкция по технике безопасности, тестовые задания, теоретическое пособие.

Техническое: оборудование в лаборатории технологического оборудования и оснастки, индикатор со стойкой, поверочная линейка, набор контрольных оправок, набор плоскопараллельных концевых мер, жесткие центра.

Содержание и ход занятия.

  1. Организационный момент.

1.1 Приветствие обучающихся.

1.2 Подготовка аудитории к занятию, проверка наличия обучающихся.

  1. Ознакомление обучающихся с темой и учебными целями занятия. 3. Мотивация обучения:

– использование приобретенных знаний, умений, навыков в освоении программ междисциплинарных курсов, учебной практики, производственной практики (по профилю специальности) и в будущей профессиональной деятельности.

  1. Актуализация опорных знаний.

4.1 Фронтальный опрос.

4.2. Тестовый опрос — допуск к лабораторному занятию.

5 Комментарии ответов обучающихся.

  1. Формирование профессиональных умений и навыков.

6.1 Ознакомление обучающихся с правилами техники безопасности.

6.2 Ознакомление обучающихся с инструкцией и методикой выполнения лабораторной работы, критериями оценки работы обучающихся (таблица 1).

6.3 Самостоятельное выполнение обучающимися лабораторной работы.

6.4 Выводы о проделанной работе. Доклады бригадиров с оценкой работы членов бригады.

6.5 Оформление отчетов.

  1. Закрепление знаний обучающихся.
  2. Итоги занятия.

Комментарий выполнения лабораторной работы, анализ работы бригад, поощрения бригадиров за тщательность и объективность. Объявление комплексной оценки за интегрированное лабораторное занятие.

  1. Домашнее задание. Подготовка к семинарскому занятию по разделу 1.

Важной составляющей учебного процесса является система оценивания результатов обучения. Главным результатом работы обучающихся является оценка их знаний – это один из главных результатов их работы и важнейший критерий эффективности методов обучения.

Основным условием оценивания знаний, умений, навыков обучающихся является комплексное оценивание, которое дает возможность определить интегрированные качества личности.

Основой для оценивания успеваемости обучающихся являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы обучающихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т.п.

Таблица 1- Критерии оценивания работы обучающихся

этапа

работы

Составляющие работы Результаты  оценивания Максимальное количество баллов
1. Тестовый опрос —

допуск к работе — 10 тестов.

0,5 балла за 1 верный ответ 5
2. Выполнение производственных заданий Индивидуальное участие в

выполнении заданий (оценивается бригадиром как личный вклад в работу)

5
Текущий опрос при выполнении лабораторной работы ведется преподавателем в ходе контроля выполнения заданий каждым обучающимся 5
Анализ результатов проверки предоставляется по окончании выполнения работы в виде обоснования о возможности эксплуатации станка 5
3. Тестовый опрос -защита – 10 тестов 0,5 балла за 1 верный ответ 5
По итогам работы Поощрительные баллы бригадирам за организацию работы (бригадир может повысить свою оценку при  условии снижения ее на отдельных этапах) 0,5
Штрафные баллы вычитаются, если работа выполнена не в полном объеме 0,5

Максимальная средняя оценка за пять этапов деятельности студентов составляет 5 баллов. При выполнении лабораторной работы группа обучающихся делится на малые группы – бригады. Групповая работа эффективна на этапе овладения умениями и навыками при проведении лабораторных работ. Для выполнения лабораторной работы используются четыре станка (рабочих места) в Лаборатории технологического оборудования и оснастки. На каждом станке выполняются три проверки геометрической точности. Поэтому целесообразно иметь бригады в составе трех обучающихся. В каждой бригаде назначается бригадир, который распределяет объем работы между членами бригады, координирует их работу, при необходимости оказывает помощь, помогают своим товарищам справиться с заданием. Такая работа позволяет преподавателю успешно сочетать на занятии групповую работу, с фронтальной, коллективной и индивидуальной работой. Это, в свою очередь, способствует организации активной познавательной деятельности обучающихся. Обязательным требованием к групповой работе является выполнение задания каждым обучающимся.

Во время проведения лабораторной работы реализуется требование принципа систематичности оценивания, которое дает возможность необходимости провести контроль знаний, умений, навыков обучающихся на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся.

 

Список использованных источников:

 

  1. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого самораскрытия / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
  2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов на Дону: Феникс, 2000.- 416с.
  3. Бордовский, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Н. В. Бордовский. – 2-е изд., стер. – Москва : КНОРУС, 2011. — 432 с.
  4. Григорович Л.А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2003. — 480с.
  5. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н. В. Матяш. – Москва : Академия, 2014. – 158 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *