ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 377

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Бичурина Н. И., преподаватель спец. дисциплин,

специалист высшей категории,

педагогическое звание «преподаватель-методист»,

Горбенко О. Н., преподаватель спец. дисциплин,

специалист первой категории,

ГПОУ «Горловский колледж городского хозяйства».

 

Ключевые слова: интерактивные формы проведения занятий, кооперативная форма учебной деятельности, профессиональные компетенции, поиск и обработка информации, междисциплинарный курс.

 

Одной из ключевых задач современного образовательного учреждения в процессе подготовки студентов является подготовка конкурентоспособных специалистов, не только владеющих на профессиональном уровне основной специальностью, но и способных выражать личностную социальную позицию, свое отношение к изучаемым знаниям, выдвигать новые мысли, идеи, предложения и проекты.

Подобный подход требует пересмотра традиционных форм активного обучения в пользу интерактивных. Использование интерактивной модели обучения предполагает моделирование реальных ситуаций, направленных на совместное решение проблем. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя собственной траектории обучения. При этом соблюдается правило равенства всех участников учебного процесса.

Все интерактивные технологии обучения можно условно разделить на три группы в зависимости от целесообразной для их использования формы учебной деятельности обучающихся. В современной педагогике выделяют четыре формы учебной деятельности учащихся: парную, фронтальную, групповую, или кооперативную, индивидуальную (самостоятельную) работу ученика.

Интерактивное обучение используют в случае применения фронтальной и кооперативной форм организации учебной деятельности обучающихся (интерактивные технологии предусматривают именно эти две формы). Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при определении способов организации усвоения студентами знаний.

Кооперативная форма учебной деятельности обучающихся ‒ это сложная, очень специфическая форма организации учебной деятельности, которая принципиально отличается от остальных. Она возникла в 20-е годы ХХ в. в практике советской школы.

А. Маслоу утверждает, что в человеке преобладают две потребности – потребность к постоянному росту и потребность быть в безопасности. Человек, должен выбирать между этими двумя потребностями, выбирает потребность в безопасности. Потребность быть в безопасности должна быть удовлетворена неотложно, чем потребность в личном росте, в открытии нового. По Маслоу, рост происходит небольшими «шагами», и «каждый шаг вперед возможен только тогда, когда обеспечивается чувство безопасности, когда движение в неизвестное начинается с безопасного домашнего порта».

Один из важнейших способов достичь безопасности ‒ это объединиться с другими людьми, приобщиться к группе. Чувство групповой принадлежности дает обучающимся возможность преодолеть трудности, возникающие на их пути.

Кооперироваться в рамках учебного процесса – значит работать вместе, объединяя свои усилия для решения общей задачи, при этом каждый «кооперирующийся» выполняют свою конкретную часть работы. Результатом кооперативных усилий является общая польза, поскольку успех в выполнении заданий обусловлен характером деятельности каждого члена группы.

Все это подталкивает педагогов к использованию нетрадиционных форм проведения занятий, что требует обновления содержания образования, совершенствования и дальнейшего развития методов и форм обучения.

Одной из таких форм можно считать интегрированное занятие. Интеграция представляет собой синтез, слияние, объединение, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. В учебных заведениях интеграция рассматривается в смысле объединения отдельных дисциплин на одном занятии с помощью двух или более преподавателей. В разных источниках такие занятия называются по-разному: бинарные лекции, междисциплинарные занятия, интегрированный урок (занятие).

Интегрированное занятие – это занятие, запланированное и подготовленное задолго до намеченной даты в одной группе обучающихся параллельно по одной и той же программе, но по разным дисциплинам. Такое занятие характеризуется предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала, информационный объем которого в несколько раз больше на отдельных дисциплинах. Особенностью интегрированного занятия также является логическая взаимообусловленность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока.

В ГПОУ «Горловский колледж городского хозяйства» в качестве технологии интерактивного обучения проводятся интегрированные уроки. В рамках проведения недели цикловой комиссии преподавателей спецдисциплин сантехнического направления был проведен интегрированный урок по двум междисциплинарным курсам: МДК 03.01.02 Технология и организация монтажа санитарно-технических систем и МДК 03.01.02 Санитарно-техническое оборудование и газоснабжение зданий.

В основу занятия была положена технология выполнения замерных работ при монтаже санитарно-технических систем. Ведущий междисциплинарный курс – МДК 01.01.01 Технология и организация монтажа санитарно-технических систем.

Цели занятия:

Образовательные: Изучить технологию выполнения замерных работ при монтаже санитарно-технических систем.

Развивающие: Развивать техническую грамотность и устойчивый интерес к профессии.

Воспитательные: Способствование развитию познавательных и профессиональных интересов у обучающихся к полученным знаниям, необходимым для работы будущего специалиста по выбранной специальности.

Тип урока: Комбинированный, формирования умений.

Форма проведения урока: интегрированный урок.

Формируемые компетенции:

ОК1 — понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК2 — организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК3 — принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК4 — осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК5 — использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК6 — работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК7 — брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Основная часть урока построена на кооперативной форме учебной деятельности обучающихся по принципу командной игры, что позволяет создать среду образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместных знаний, возможностью взаимной оценки и контроля, что является залогом успешного овладения знаниями по дисциплинам.

Интегрированное занятие с применением кооперативной формы учебной деятельности позволяет реализовывать компетенции, знания, умения и навыки наиболее продуктивно, кроме этого интегрированное занятие запомнилось обучающимся своей нетрадиционностью и новизной.

Таким образом, интегрированный урок может занять достойное место в преподавательской деятельности в целостном процессе обучения.

Интегрированныйурок в конечном итоге ‒ процесс творческий, как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся.

Общество выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования: 

— к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности, 

— к интеллектуально-физическому развитию т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям, 

— к способности мыслить и действовать творчески.

Именно эти качества можно развить, вводя в обучение интегрированные уроки, используя компьютерные технологии, желание педагогов научить видеть мир целым, а не раздробленным на кусочки маленьких сведений и представлений, которые легко забываются и не находят применение в реальной окружающей действительности.

 

Список используемых источников

 

  1. Дьяченко Н. В. Интегрированное занятие как способ активизации познавательной деятельности в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 2 (февраль). – С. 11–15. URL: http://ekoncept.ru/2016/16023.htm.
  2. Гусейханова З. С. КООПЕРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕРЕВОДА // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-11. – С. 2449-2452: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36712(дата обращения: 28.04.2020).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *