РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

УДК 377.5

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)

Славная Т.А., методист,

специалист I категории,

ГПОУ «Донецкий государственный

колледж пищевых технологий и торговли»

Ключевые слова: принцип обучения; самостоятельная работа; действие; знание; умение; развитие; задание; пример.

Самостоятельная работа студентов в современном образовательном процессе рассматривается как форма организации обучения, которая способна обеспечивать самостоятельный поиск необходимой информации, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда [1, с.4].

Cамостоятельная работа — форма организации образовательного процесса, стимулирующая активность, самостоятельность, познавательный интерес студентов. Cамостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, сдаче зачетов и экзаменов.

Для реализации задач самостоятельной работы студентов и ее осуществления необходимы условия, в том числе обоснованность содержания заданий, входящих в самостоятельную работу студентов; связь самостоятельной работы с рабочими программами учебных дисциплин, развитие у студентов навыков самоорганизации, универсальных учебных компетенций; сопровождение преподавателями всех этапов выполнения самостоятельной работы студентов, текущий и итоговый контроль ее результатов.

Принципы обучения направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию профессиональной дидактики. Рассмотрим варианты реализации общедидактических принципов обучения при составлении заданий разного типа для самостоятельной работы студентов.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения выражает необходимость целенаправленно формировать у обучающихся основы мировоззрения и нравственности, способствовать развитию личности каждого обучающегося [2]. В его основе лежит объективная закономерная связь между обучением и воспитанием. Характер и результаты воспитания в процессе обучения, степень влияния обучения на развитие обучающихся и направленность этого развития определяются целями, содержанием, методами и организационными формами обучения.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения обязывает последовательно подводить обучающихся к доступным их пониманию обобщениям мировоззренческого характера: представлять все изучаемые явления в изменении, развитии и взаимосвязях, раскрывать причинные основы явлений природы, общества и человека.

Примеры заданий для самостоятельной работы студентов

  • Составить кроссворд «Мои и твои права»
  • Написать эссе «Завтрашний характер в сегодняшнем поступке»
  • Подготовить реферат-резюме на тему «Особенности формирования гражданского общества»
  • Сформулировать собственное мнение на тему «Философия прав человека»
  • Подготовить выборочный конспект на тему «Проблемы современного общества в мировом искусстве»
  • Подготовить реферат-конспект на тему «Современная молодежная культура»
  • Разработать тематическое портфолио «Христианская культура и духовная красота человека»
  • Провести мини-исследование «Творчество против недуга»

Принцип связи обучения с жизнью способствует формированию мировоззрения обучающихся, повышает значимость учебной деятельности в их сознании, придаёт ей осмысленный характер и мобилизует волевые усилия для обучения; способствует конкретизации знаний и формированию умения применять их в практике [2]. Реализация этого принципа в методах и формах обучения предполагает, что обучающиеся приобретают знания не только из живого слова преподавателя и из книг, но и из своей личной практики.

Наибольшую ценность для обучения имеет такой труд, который выполняется не механически, а сознательно, органически соединяясь с теорией, помогая осмыслить процесс и результат обучения.

Примеры заданий для самостоятельной работы студентов

  • Составить глоссарий «Правила общения с природой»
  • Составить анкету «Мотивация профессионального выбора»
  • Подготовить опорный конспект «Моя будущая профессия»
  • Оформить информационное сообщение «История моей семьи — часть истории страны»
  • Подготовить реферат-доклад «Тенденции развития семьи в современном мире»
  • Подготовить обзорный реферат «Профессии политолога, социолога, психолога, преподавателя, социального педагога»
  • Дать определение понятиям «Социальная мобильность» и «Социальные лифты»
  • Разработать схематический конспект «Защита прав потребителей»

Принцип систематичности и последовательности обучения тесно связан с системностью мышления и реализуется прежде всего в содержании образования: в учебных дисциплинах отражаются логические связи между явлениями реальной действительности, раскрываемые в соответствующих науках [2]. Разобщённое изучение отдельных дисциплин не может обеспечить формирование в сознании обучающихся целостной картины мира. Для того, чтобы преодолеть такую разобщённость, в содержании учебных программ и учебников предусматриваются внутрипредметные и межпредметные связи, а в учебный план включаются предметы интегративного характера, включающие сведения из разных наук.

Принцип систематичности и последовательности, проектируемый в учебных планах, программах и учебниках, реализуется во взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся на учебных занятиях.

Примеры заданий для самостоятельной работы студентов

  • Подготовить реферат – фрагмент первоисточника на тему «Платон и Аристотель об устройстве общества»
  • Составить сложный план на тему «История развития прав человека»
  • Подготовить подробный письменный доклад «Место и роль права в системе социальных норм»
  • Составить библиографию по теме «Первая мировая война в произведениях мировой литературы и искусства»
  • Составить план-конспект «Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса»
  • Подготовить реферат-обзор «История мировой культуры в живописи (музыке, кинематографе)»
  • Подготовить сводный конспект «Революция и гражданская война в оценках современников и историков»
  • Подготовиться к терминологическому диктанту по теме «Рыночная экономика и государственное регулирование: варианты и масштабы сосуществования»

Принцип сознательности и творческой активности обучающихся при руководящей роли педагога. Сознательность рассматривается в двух аспектах: как понимание изучаемого и как сознательное отношение к обучению [2]. Важнейшим средством, обеспечивающим понимание изучаемого, является объяснение преподавателя, эффективность которого зависит от характера направленной деятельности обучающихся, включающей осознание учебной задачи, активность восприятия, осмысление, творческую переработку, применение знаний, умений, навыков. Принцип требует разработки и применения системы последовательно усложняющихся самостоятельных работ.

Примеры заданий для самостоятельной работы студентов

  • Составить произвольный конспект «Философский смысл свободы»
  • Подобрать материалы к фотовыставке «Я силы у земли своей беру»
  • Подготовить устный доклад «Роль самооценки в формировании «Я-концепции»
  • Составить заметки «Улица, на которой я живу»
  • Написать сочинение-благодарность «Поклонимся великим тем годам»
  • Разработать алгоритм последовательности действий «Процесс социализации личности»
  • Подобрать наглядный материал к деловой игре «Выбор за мной»
  • Подготовить презентацию «История в лицах»

Принцип положительного эмоционального фона обучения опирается на современные научные представления о роли эмоций в человеческой деятельности. Работа, которой человек увлечён, даёт хороший результат. Работа, вызывающая отрицательные эмоции, угнетает силы и потому малопродуктивна [2]. Данная проблема приобрела важное значение – общество нуждается в людях творческих. Образовательные организации призваны систематично и последовательно развивать у обучающихся увлечённость наукой, техникой, искусством, чтобы деятельность как в учебном заведении, так и вне его сопровождалась положительными эмоциями. Это важно для успешного обучения, усиления его образовательного, воспитательного и развивающего влияния. Для формирования положительного отношения к обучению необходимы осознание его значимости студентами; связь обучения с практической работой; приобщение обучающихся к творческой поисковой деятельности. Среди средств эмоционального воздействия на обучающихся большая роль принадлежит личности педагога, речи, выражающей отношение к излагаемым явлениям, фактам, доброжелательному и позитивному отношению к обучающимся.

Примеры заданий для самостоятельной работы студентов

  • Написать сочинение-рассуждение «Человек, которым я горжусь»
  • Написать лирическую миниатюру «Моя дружная семья»
  • Составить ассоциативный ряд «Радость в каждый дом»
  • Продумать логическую цепочку «О спорт, ты – мир!»
  • Проанализировать результаты дневника наблюдений «Здоровым быть здорово»
  • Разработать памятку «Мое здоровье в моих руках»
  • Продолжить фразу «Твори добро…»
  • Подготовить выступление на заседании круглого стола на тему «Мастерская добрых дел»

Все принципы обучения тесно взаимосвязаны и не должны применяться изолированно один от другого. Для эффективного выполнения самостоятельных работ разных видов студенту необходимо владеть способами деятельности, в первую очередь, такими, как умение конспектировать, подбирать примеры, сравнивать, устанавливать межпредметные связи, использовать дополнительную литературу, анализировать, обобщать и формулировать понятия. Особое внимание следует уделять способам деятельности, направленным на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности.

Список использованных источников

1. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки [учеб-метод. пособие]. Под общ. ред. Т.И. Гречухиной, А.В. Меренкова – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 80 с.

2. Профессиональная педагогика. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова // Издание 3-е, переработанное – М.: Изд-во ЭГВЕС, 2009. [Электронный ресурс]: http://pdf.knigi-x.ru/21istoriya/293291-1-professionalnaya-pedagogika-pod-redakciey-akademikov-rao-batisheva-novikova-izdanie-trete-pererabotannoe-m.php

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *