РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

УДК 303.01

РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Пастернак Н.А., преподаватель социально–экономических дисциплин,

специалист I категории,

ГПОУ «Енакиевский политехнический техникум»

Ключевые слова: гражданственность, духовность, социум, проблемное обучение, методика обучения, учебные тренинги, героизм, патриотизм, специалист.

В процессе своей педагогической деятельности всегда руководствуюсь мыслью «как мое слово отзовется» в практической жизни будущего специалиста, какие формы работы наиболее эффективны не только на занятиях, но и в развитии практических навыков студентов в процессе изучения социально – экономических дисциплин.

Актуальность темы заключается в необходимости сформировать у обучающихся систему знаний, умений и навыков для развития способностей к самообучению, самообразованию и самостоятельной практической жизни.

Научная новизна исследований заключается в проблеме «теория – анализ – поиск истины».

Цель работы: обобщить и систематизировать теоретические и практические знания по предметам социально – экономического цикла. Развивать у студентов общие компетенции, формировать профессионально значимые качества, такие как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Задачи: продолжить теоретическую и практическую деятельность над разработкой психолого–педагогических условий для самостоятельного продолжения обучения в поисковом режиме и максимального использования своих возможностей.

Теория без практики мертва, поэтому теоретические знания должны быть подкреплены практической деятельностью, которая принесет пользу личности и покажет достигнутый результат.

Развитию практических навыков студентов способствуют семинарские занятия, лекции проблемного характера, разнообразные виды самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов представляет собой комплекс условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самоподготовку студентов. Учебная деятельность протекает без непосредственного участия преподавателя. Значимость самостоятельной работы возрастает. Постоянно растет объем информации, что требует ее регулярного осмысления. Важно, чтобы учебная деятельность приобрела научный, целенаправленный поисковый характер.

На занятиях социально – гуманитарных дисциплин, с целью понимания сути проблемы и обогащения речи студентов, работу следует начинать с ключевых понятий. Знание терминологии дают возможность целостности восприятия материала, выстраивает единую логику и взаимосвязь деятельности преподавателя и студента. Так, например, на занятиях по праву важно определить термин «гражданин». Гражданин – человек, принадлежащий к постоянному населению государства, подчиняется его законам и имеет определенные права и обязанности. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством. От него зависит объем прав, свобод и обязанностей человека в данном государстве. Слово «гражданин» происходит от русского слова горожанин (городской житель). В XIX веке этот термин использовали для обозначения звания почетный гражданин, за особые заслуги.

На занятиях по философии, рассматривая тему глобальных проблем современности, нужно подчеркнуть, что это проблемы всех землян, и она имеет практическую значимость. Выживание человечества, его дальнейший прогресс в условиях взаимосвязанного и целостного мира, формирование единой на Земле цивилизации требуют не только признания таких фундаментальных гуманистических принципов, как свобода выбора народами собственного будущего, общечеловеческих ценностей, социального прогресса, но и возможности практической их реализации.

Изучая разделы исторических типов философии, уделяю большое внимание развитию логического и аналитического мышления, памяти и способности к анализу и обобщению исторических и философских данных, профессиональной компетенции и мастерства будущих специалистов. Занятие призвано воспитывать интерес к изучаемой дисциплине, морально – нравственный подход к проблемам философии на разных этапах русской общественной мысли, чувства патриотизма.

«Бытие мира и человека в нем» – исходный пункт и основополагающая тема всех философских размышлений. Лекции и семинарские занятия по этим темам требуют, как теоретических знаний, так и практического понимания. Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну человека это значит, разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Мир есть движущая материя во всем богатстве проявлений и форм. Для философии мир представляет собой единое и многогранное целое, объект научного познания и практической деятельности. Усилиями человеческого разума формируется целостная картина мира, как единство многообразного. Изучение проблемы бытия есть ведущая философская тема.

В течении занятия необходимо доказать, что бытие мира и человека в нем – это исходный пункт и основополагающая тема всех философских размышлений.

Занятия по философской теме сознания и духовности результативно проводить в форме беседы. Такая форма работы помогает ориентироваться молодежи в современном обществе, в будущей производственной деятельности, в практической жизни и повседневных делах.

И, как показывает жизнь, ценность философии, духовной культуры – есть диалектическое единство национального и общечеловеческого. Это важный практический урок.

В теме экономики большое внимание уделяется практическому пониманию товарно–денежным отношениям, рыночной экономике, предпринимательской деятельности. Понятия предпринимательство, предприниматель требуют, как теоретических, так и практических навыков. Определить, какие личные качества необходимы человеку для занятия предпринимательской деятельностью. Познакомиться с формами предпринимательства, определить их отличия, содействовать формированию у студентов положительного отношения к предпринимательской деятельности.

На занятиях по истории, изучая тему Великой Отечественно войны, кроме исторических фактов большой эмоциональный патриотический заряд получают студенты, посещая музей техникума. Материалы музея не дают возможности забыть уроки войны, предать память тех, кто не щадил жизни ради нашего светлого будущего. Это отражается в рефератах, сочинениях, эссе, сообщениях на данную тему.

Изучая тему истории Донбасса в XXI веке особенно важно обратить внимание на теоретическую значимость, продиктованную самой жизнью, желанием народа Донбасса отстоять свою независимость, принадлежность к родной земле, к родному русскому языку, к духовному единству поколений.

Есть в донецких характерах людей особенная черта – это стойкость, как у первоклассной стали, которая не гнется и не дает трещин. В этом заключается духовное единство поколений и общность культурно – исторического наследия Донбасса, как русского мира. Особенно это проявляется в период испытаний, каким для нашего народа является Великая Отечественная война. В годы войны весь Донбасс поднялся на борьбу с фашизмом. Кроме исторических фактов, изучаемых на уроках истории, в художественной литературе и фильмах, большой эмоциональный заряд получаю, посещая музей техникума. Экспонаты музея хранят память о героической истории наших земляков, не дают возможности забыть уроки войны, предать память тех, кто не щадил жизни ради нашего будущего. У нас общая история со всем Русским миром, общая Великая Победа, общая память, общее прошлое, настоящее и будущее.

Донбасс – многонациональный край, на его территории проживает более 100 народностей. Исторически сложилось так, что в заселении и освоении края, в формировании его промышленной и культурной сферы участвовали люди разных национальностей. Уникально то, что каждая национальная группа многонационального региона, войдя в единый социально-экономический организм промышленного края, в этническом плане осталась самобытной, сохранила все признаки своих предков. За многовековую историю в Донецкой области сложилось единство разных национальностей, которые во все времена жили и живут в мире и согласии.

И как закономерный факт — именно русский язык является языком межнационального общения в Донбассе.

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила.

Студенты занимаются исследовательской работой, изучают правовые документы, интернет-ресурсы. На занятиях стремятся к критическому восприятию и осмыслению происходящих событий.

Похвально, когда 16-ти летние ребята утверждают, что сделав свой выбор в 2014 году, выбор в пользу правды и восстановления исторической справедливости. Мы возвращаемся к нашим истокам.

Во всех темах социально – гуманитарных дисциплин важно ставить перед студентами проблемную задачу, анализировать ситуацию, прогнозировать результаты и использовать народную мудрость, пословицы, поговорки, афоризмы.

Элементы беседы, дискуссии, философские, правовые и экономические тренинги, составление опорных конспектов, схем, таблиц, использование наглядности, технических средств, самостоятельной работы направлены на более глубокое и эмоциональное восприятие материала социально–экономических дисциплин, а значит, не просто на заучивание, а на развитие практических навыков студентов.

Список используемых источников

  1. Запесоцкий А.С. Философия образования и проблемы современных реформ / А.С. Запесоцкий // Вопросы философии, 2013. №1, с. 24-34.
  2. Карпенкова Т.В. Проблемы преподавания истории в высшей школе / Т.В. Карпенкова // Вестник МИЭП, 2017. №1(23), с. 76-88.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *