ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УДК 377

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Стожок Е.А., преподаватель географии,

специалист II категории,

ГПОУ «Енакиевский профессиональный лицей»

Ключевые слова: гуманизация, метапредметность, глобализация, социологизация.

Доклад посвящен проблеме развития и воспитания интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности в теории и практике преподавания социально-экономической географии.

Объект исследования: методы нестандартного освоения учебного материала.

Цели и задачи исследования:

  • Внедрение разнообразных форм работы на уроке: групповой, парной, индивидуальной, коллективной, что способствует развитию у студентов интереса к предмету и формирует умение сотрудничать друг с другом.
  • Обозначить способы активизации обучающихся, а именно: использование заданий с разным уровнем сложности, создание проблемных ситуаций, сочетание учебной и внеучебной деятельности.
  • Сформулировать способы формирования аналитического взгляда учащихся на окружающий мир.
  • Гуманизация отношений педагога и студента.

Актуальность проблемы: организация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии, обогащение рациональными приемами познания, умениями «находить» самостоятельно необходимую географическую информацию, оперировать ею в соответствии с познавательными задачами.

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Предметные результаты обучения предполагают познание обучающимися системы географических знаний, способность их использования на практике для объяснения природных, социально-экономических явлений и процессов окружающей среды. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций. Результаты или универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные и регулятивные) обеспечивают формирование ключевых компетенций, составляющих основу современных требований – учиться самостоятельно. Среди них – умение ставить цель и план действия для ее достижения: осуществлять самоконтроль и самооценку, владеть мыслительными операциями. Личностные результаты предполагают формирование в процессе обучения социально-экономической географии всесторонне развитой, образованной личности, имеющей собственные взгляды, мировоззренческие позиции и убеждения.

В системе географического образования осуществляется процесс перехода от модели обучения к модели учения. В модели учения предполагаются иные комбинации к организации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии, которые должны обогащаться рациональными приемами познания, умениями «находить» самостоятельно необходимую географическую информацию, оперировать ею в соответствии с познавательными задачами. Поэтому географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой, включая экономические, экологические, этнонациональные и другие. Наряду с традиционными источниками информации современные информационные сети стали необходимыми средствами обучения. Сегодня образовательный процесс становится личностно-ориентированным.

Процесс преподавания социально-экономической географии необходимо сделать более оживленным и интересным, используя современные статистические данные, геоинформационные технологии и другие средства обучения.

Не менее важным для формирования экономико-географической компетентности у учащихся, а также качественного усвоения учебного материала является использование межпредметных связей. Большинство экономико-географических понятий не могут быть усвоены обучающимися без элементарных знаний по обществознанию, экономике, физике, химии, математике и другим предметам. Практикум в обучении географии следует рассматривать в самом широком аспекте, как систему практических работ со статистическим материалом, с презентацией, с картой, рисунками, таблицами и др. В основе этих работ должна лежать самостоятельная деятельность, направленная на решение географических задач.

В условиях модернизации образования приоритетными направлениями развития предмета «География» являются такие процессы, как гуманизация которые требуют изменения отношений в системе «учитель — ученик», а именно установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя. Приоритетными для педагога становятся знания о взаимоотношении учителя и ученикаи реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке.

Гуманизация отношений педагогов, решает следующие взаимосвязанные задачи:

— создание отношений доверия между учителем и учащимися     актуализация мотивационных ресурсов учения;

— развитие у педагога личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;

— помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

Гуманитаризация – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и формирование личностной зрелости обучаемых. Социологизация предмета «География» ярко выражена в общественной жизни. Тенденция развития этого направления заключается в введении материалов социального характера, раскрывающих особенности жизнедеятельности населения и его структурные характеристики. Экономизация в курсе социально-экономической географии предполагает не только изучение общих экономических параметров, экономических методов, экономических расчетов, но и полное представление о рациональном расслоении социума.

Также в процессе изучения социально-экономической географии студентызнакомятся с особенностями процессов глобализации, которые проявляются на всех уровнях социально-экономического развития; самостоятельно анализируют любую экономическую, политическую и социальную информацию.

Отсутствие комплексного подхода при изучении географии приводит к разрыву в содержательном и методологическом аспекте между физической и экономической (общественной) географией, которое отражается в содержании образовательного курса.

В заключение можно отметить, что ведущие направления географического образования: глобализация, экономизация, социологизация – способствуют формированию научного мировоззрения студентов. В связи с этим география как дисциплина естественного цикла носит мировоззренческий характер.

В последние годы в условиях современной экономики экономическая и социальная география претерпели существенные изменения. Поэтому содержание социально-экономических разделов курса необходимо постоянно изменять, дополнять в соответствии с существующими изменениями в обществе. Формирование экономико-географической компетентности обучающихся способствует пониманию реального мира в форме пространственных образов и понятий, что имеет большое значение в образовательном процессе. Повышение роли географии, и особенно общественной географии, в образовании позволяет формировать человека-мыслителя, обладающего навыками и приемами созидательной деятельности. Разумное экономико-географическое образование является основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия обучающихся с окружающей средой.

Список используемых источников

  1. Хаялеева А.Д., Гилемханов И.Р., Гайсин Р.И. Содержательно-методические аспекты формирования экономико-географической компетентности обучающихся школ на уроках географии // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 5. – С. 235-239;URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37022 (дата обращения: 15.
  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I Москва, Дрофа, 2008, 4-е изд., 495 стр.
  3. Холина В.Н. «География/профильный уровень»; части 1-2.Учебник для общеобразовательных учреждений. М: Дрофа,2009
  4. Холина В.Н. «Общественная география современного мира»: мультимедиаучебник. Электронное издание М: Дрофа, ДИК,2009
  5. Холина В.Н., Родионова И.А., Наумов А.С. «Социально – экономическая география мира: справочное пособие (карты, диаграммы, графики, таблицы)» М: Дрофа; ДИК,2009
  6. Холина В.Н. «География профильный уровень. Книга для учителя» М: Дрофа 2008

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *