ПРОВЕДЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

УДК 303

ПРОВЕДЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Руденко А. Ю., преподаватель гуманитарных дисциплин,

специалист высшей категории, «преподаватель-методист»,

ГПОУ «Горловский колледж городского хозяйства»

Ключевые слова: современные информационно-коммуникативные технологии, традиционные методы обучения, средство повышения познавательной деятельности, активные субъекты обучения, «скрытая» дифференциация обучающихся.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально — экономических условиях жизни? Какую роль должно играть образование, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в колледже необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:

— вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс;

— совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

— широкое общение с одногруппниками.

Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. Ведь только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Как же сделать занятия по иностранному языку интересными? Эта проблема давно привлекает к себе мое внимание. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала, вызывающего интерес к его содержанию, так и в использовании нестандартных заданий, вызывающих интерес самими формами работы. Поэтому мною была выбрана следующая тема: «Нестандартные формы и методы проведения занятий по иностранному языку как средство повышения познавательной деятельности с использованием ИКТ». Попытаюсь обосновать свой выбор данной темы.

Актуальность темы.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой дисциплине мог подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Теперь преподавателю представилась возможность сделать нестандартное занятие еще более ярким и увлекательным. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. В современном образовании создалась проблема — информационной перегруженности обучающихся. Противоречие между необходимостью повышения качества образования и учетом потребностей, обучающихся в использовании современных технологий констатирует актуальность данной темы. Поиск эффективных путей разрешения обозначенного выше противоречия привело к определению темы и гипотезы: если использовать ИКТ, мультимедийную презентацию на занятии как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности и качество образования. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к учебной деятельности — мотивация учебно-познавательной деятельности студентов, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала. Применение этих технологий в обучении иностранному языку объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится студент, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Преподаватель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Целью моей работы является повышение познавательной активности обучающихся на занятиях, изучение и использование в учебном процессе нестандартных форм и методов проведения занятий по иностранному языку с использованием ИКТ. Воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

— содействовать развитию познавательного интереса;

— повысить мотивацию к учению;

— развивать различные типы мышления обучающихся;

— развивать творческие способности обучающихся;

— создавать комфортные условия для обучения;

— осуществлять дифференцированный подход.

В процессе своей педагогической деятельности я пришла к заключению, что одним из наиболее эффективных способов внедрения инновационных технологий (и их отдельных элементов) в процесс обучения и воспитания является использование нетрадиционных занятий.

Польза нестандартных занятий.

  1. Нестандартные занятия помогают избавиться от ярлыков на обучающихся: каждый студент оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  2. Нестандартные занятия способствуют повышению интереса обучающихся к дисциплине.
  3. Нестандартные занятия развивают мышление, логику, учат студентов рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  4. Нестандартные занятия помогают студентам найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между обучающимися, нестандартные занятия учат общаться.

Использование современных ИКТ-технологий на занятиях.

Качество подготовки обучающихся определяется содержанием образования, технологиями проведения занятия, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Формы использования ИКТ при проведении нестандартных занятий.

1. Использование готовых электронных продуктов.

2. Использование мультимедийных презентаций.

3. Использование ресурсов сети Интернет.

4. Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).

5. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов.

6. ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО).

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на студента?

— ИКТ способствует повышению познавательного интереса к дисциплине;

— ИКТ содействует росту успеваемости обучающихся по дисциплине;

— ИКТ позволяет обучающимся проявить себя в новой роли;

— ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

— ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого студента.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на преподавателя? ИКТ дают:

— экономию времени на занятии;

— глубину погружения в материал;

— повышенную мотивацию обучения;

— интегративный подход в обучении;

— возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

— возможность формирования коммуникативной компетенции обучающихся, т.к. студенты становятся активными участниками занятия не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры занятия;

— привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию студентов, получивших достаточный уровень знаний по дисциплине, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Понятие нестандартное занятие.

В последнее время все более прочные позиции в практике преподавателей завоевывают нестандартные формы занятий. Студент, обучающийся на таком занятии, развивается более успешно и является активным субъектом обучения, причем эта активность, осознанная. Обучающийся знает, чем он должен заниматься и каковы будут результаты его деятельности. Он активно включается в процесс, у него проявляется интерес к познанию, что повышает качество обучения.

Эффективность нестандартных занятий заключается и в том, что они позволяют использовать различные формы организации деятельности обучающихся: групповые, парные, индивидуальные. Содержание изучаемого материала выходит за рамки образовательной программы. Студентам приходиться работать с дополнительной литературой, выпускать газеты, составлять кроссворды и ребусы, писать сказки и стихи. Это способствует развитию творческих способностей обучающихся.

Другая важная особенность познавательной деятельности при подготовке к таким занятиям – значительные положительные эмоции, студент становится партнером по творчеству и получает удовольствие от результатов своего труда. Оценивают деятельность на таких занятиях сами обучающиеся, а для них это более значимо, чем оценка преподавателя.

Нестандартное задание — понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий — их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:

— самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

— необычные условия работы;

— активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).

 Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества преподавателя и студента. Нестандартные занятия воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.

Нестандартные занятия – это всегда занятия-праздники, когда активны все обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом. И именно на таком занятии, как говорил Цицерон: «Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Подготовка к нетрадиционным занятиям проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны преподавателя, и со стороны студента. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм занятия: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности обучающихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Список используемых источников

  1. Асташкина, Н. В. Индивидуализация высшего гуманитарного образования [Текст] / Н. В. Асташкина – М., Н. Новгород, 2000. – 324 с.
  2. Ахлитова, Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии: на перекрестке мнений [Текст] / Д. Ахлитова, Л. Гурье //Высшее образование в России. — № 4 – 2001, – С. 138-141.
  3. Бархаев, Б. П. Методическое обеспечение преподавания психологии [Текст] / Б. П. Бархаев //Учебное пособие. – М.: ВУ, 2000. – С. 66-67.
  4. Батракова, С. Н. Педагогический процесс как явление культуры (методологические проблемы) [Текст] / С. Н. Батракова. – Ярославль: Ярославский государственный университет, 2003. – 228 с.
  5. Вайндорф-Сысоева, М. Г., Крившенко, Л. П. Педагогика: Краткий курс лекций [Текст] / М. Г. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко – М.: ЮрайтИздат, 2004. – 254 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *