ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ ИНФОГРАФИКИ

УДК 37.018.43

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ ИНФОГРАФИКИ

Яковлева В.А., преподаватель социально-экономических дисциплин высшей категории,

ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум»

Ключевые слова: визуализация информации, теория поколений, поколение Z, инфографика, метафоричность инфографики.

Информация прекрасна и жить без нее невозможно.

Но она нуждается в ком-то,

кто отфильтрует массивы окружающей нас информации и приведет ее

к читабельной и полезной форме …

Мартин Оберхаузер

Визуализация информации – сегодня это весьма распространенное словосочетание. Все проекты в интернете так или иначе стремятся визуализировать информацию, чтобы максимально эффективно донести ее до пользователя. В глобальной сети все выстраивается в форме образов и ассоциаций.

Итак, визуализация – это формирование зрительного или мысленного образа, и в двадцать первом веке она занимает центральное место в образовательном процессе. Хотя создание визуальных приложений сложнее, но это компенсируется повышением качества образования и становится вопросом выживания в динамичной информационно-образовательной среде.

Теория поколений, созданная в конце двадцатого века, предполагает, что у людей, которые родились в одно время, пережили похожий опыт в детстве, будут одинаковые ценности, и эти ценности будут отличать их от людей других поколений.

Детей, родившихся после 2000 года, называют поколением Z. Они первое поколение, которое родилось в цифровом мире и уже не может представить себе жизнь без мобильного интернета и других гаджетов. Эти дети живут в мире без границ, правда, этот мир часто ограничен экраном монитора. Подростки поколения Z задают вопросы Google, а не преподавателю, дорогу найдут по навигатору, а покупки сделают в интернете, причем не обязательно в той стране, в которой живут. Они одновременно выполняют домашнее задание, ведут смс-переписку с тремя друзьями, слушают музыку и разговаривают с бабушкой.

Эта способность видеть несколько экранов приводит к тому, что скорость восприятия информации резко растет. Это качество имеет и свою обратную сторону – мозг, приученный к высокой скорости обработки информации, начинает скучать, когда информации мало, например, на учебных занятиях. Именно эта разница в скорости восприятия информации у студентов и преподавателей приводит к множеству проблем – преподаватели не могут удержать внимание студентов, что приводит к конфликтам.

Дистанционное обучение – это всегда большие объемы учебного материала по многим дисциплинам. В этой связи, визуальное представление сложной учебной информации ясно и содержательно становится требованием современности, а визуализация приобретает огромное значение в образовательном процессе.

Инфографика – это графический способ подачи информации, знаний и различных учебных данных, целью которого является быстро и четко преподносить сложную информацию, одна из форм информационного дизайна. Можно сказать, что это сочетание текста и графики.

Основная цель использования инфографики в процессе изучения социально-экономических дисциплин – это информирование о какой-либо проблеме, явлении, процессе, о ряде фактов, понятий, о законах, закономерностях и теориях.

В обучении можно использовать простые одиночные слайды, интерактивную инфографику с элементами анимации и короткие видеоряды, в которых сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамичный текст.

В образовательном процессе по социально-экономическим дисциплинам успешно используются такие виды инфографики:

— Числа в картинках – позволяет сделать числовые данные более удобными (например, «Интересные факты о государстве»);

— Расширенный список – статистические данные, линия времени, просто набор фактов, который может быть визуализирован (например, «Производство и потребление энергоносителей»);

— Процесс и перспектива – служит для визуализации сложного процесса или предоставления некоторой перспективы. Может вообще не содержать числовых данных (например, «Пути решения глобальных проблем человечества»).

Результатом использования инфографики является доступное яркое изложение сложного учебного материала со стороны преподавателя, и его быстрое осознание и осмысление со стороны студентов.

Инфографика позволяет быстро охватить большой объем информации, воспроизвести и реконструировать разные процессы и события, изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме. Как писал И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети»: «Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах».

Главное отличие инфографики от других видов визуализации информации по биологии – это ее метафоричность, то есть это не просто график, диаграмма, построенные на основе большого количества социально-экономических данных, а график, в который вставлена визуальная информация, аналогии из жизни, объекты, процессы и явления для изучения. Красивые понятные графики и диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. А интернет – это новый способ делиться знаниями и результатами исследований. И мы должны соответствовать времени, более того, учить подростков работать с информацией таким образом, чтобы на нее хотелось посмотреть.

Использование инфографики в образовательном процессе по смежным социально-экономическим дисциплинам дает возможность обучающимся более основательно их осваивать, способствует сознательному и эффективному запоминанию учебного материала, более точному восприятию структуры научного знания, расширению эвристических возможностей познания. Внедрение инфографики позволяет проследить межпредметные связи, интегративные понятия и проблемы, возникающие на стыке дисциплин, стимулировать познавательный интерес к изучению социально-экономических наук.

Наще время часто называют Информационной Эпохой, но никто не называет его Эпохой Знаний. Информация и знания – это не одно и то же. Чтобы информация стала знанием, ее надо сначала обработать: получить, отсортировать, проанализировать, интегрировать и сохранить.

Список используемых источников

1. Арбузова Е.Н., Сосименко Н.С. Инфографика как эффективное средство визуализации учебного материала//Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Е.В. Намсинк. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017– с.265-269

2. Википедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инфографика

3. Кондратенко О. А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления / О. А. Кондратенко // Научный диалог. – 2013. – № 9 (21): Психология. Педагогика. – с.92-99

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *