ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

УДК 37.018.43:377:378.147

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Брайловская О.А., преподаватель социально-экономических дисциплин,

специалист I категории,

ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум»

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, образование, информационные технологии, возможности, общие цели, учебный процесс.

Невозможно представить себе современную жизнь без применения компьютеров. Они используются практически во всех сферах деятельности человека и, в частности, в области образования. Поэтому в настоящее время все большую значимость приобретает эффективное использование информационных технологий в процессе образования студентов. Важную роль играет также использование сетевых технологий для организации самостоятельной работы студентов, что способствует развитию творческого подхода к решению поставленной задачи, облегчает и ускоряет процесс усвоения материала, повышает заинтересованность учащихся к изучаемому предмету и, в конечном итоге, ведет к улучшению качества знаний.

Дистанционное обучение — это обучение на расстоянии с применением различных технических средств (мультимедийных устройств, Интернета, спутниковых каналов связи), позволяющих слушателям и преподавателям общаться удаленно и интерактивно.

Дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Плюсы дистанционного обучения:

  • Возможность обучаться в своем темпе — Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.
  • Возможность обучаться в любом месте — Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет.
  • Индивидуальный подход — При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у преподавателя ответы на возникающие вопросы.
  • Сдача материалов к определенному сроку дисциплинирует студентов.

Дистанционное обучение стало популярным с появлением интернета, открыв новые возможности развития для жителей удаленных населенных пунктов и деловых людей с плотным рабочим графиком. Вначале дистанционное обучение воспринималось лишь как дополнительный способ приобретения знаний или подготовки к экзаменам. Сейчас можно пройти полноценные дистанционные курсы, и программы повышения квалификации находясь в любой точке планеты.

В настоящее время дистанционные образовательные технологии получают мировое признание и все более широкое распространение. Такие технологии позволяют переносить образовательный процесс в отдаленные географические пункты, не теряя качества обучения, а, наоборот, повышая его за счет индивидуализации учебных программ и способов обучения.

Удивительно, но формат «учёбы на расстоянии» зародился ещё несколько веков назад. 

В начале XVIII века в Европе возникло так называемое корреспондентское обучение. Учащиеся по почте получали материалы от педагогов, отправляли на проверку свои работы и получали комментарии. 

Значимый вклад в развитие удалённой учёбы внёс Айзек Питман. В 1840-х годах он предложил ввести в обучение стенографическое письмо: британский учёный посылал шифрованные тексты своим ученикам и получал назад работы на проверку. 

В 1870-х годах в США были созданы первые заочные школы, функционировавшие посредством почтовой корреспонденции. В 1914 году такие школы появились в Великобритании, а вскоре распространились в Канаде, Австралии, Новой Зеландии. 

В 1938 году состоялся первый съезд Международного совета по корреспондентскому обучению (International Council for Correspondence Education).

Дистанционное образование – понятие довольно широкое. В общем виде под ним понимаются все формы образовательной активности, которые осуществляются без личного контакта учителя и ученика. Раньше было довольно популярно заочное обучение, когда задания присылались студенту по почте. Теперь, с развитием Интернета, «сохранять дистанцию» стало еще проще, и уже сегодня в глобальной сети представлены практически любые образовательные услуги, начиная от краткосрочных курсов повышения квалификации и заканчивая полноценными программами образования.

К числу наиболее общих целей современного дистанционного образования необходимо отнести:

  • профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
  • повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
  • подготовка к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
  • углубленное изучение темы, раздела;
  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках по определенным предметам;
  • дополнительное образование по интересам.

Наиболее распространёнными являются виды дистанционного обучения, основанные на:

  • интерактивном телевидении;
  • компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных) с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);
  • сочетание технологий компакт-дисков и сети Интернет.

Высочайший технический прогресс совместно с глобализацией в 21 веке создает условия для возникновения такого понятия как «скорость жизни». Поток всевозможной информации, скорость восприятия, получения и обработки невероятно увеличивается. Компьютерные технологии предлагают с одной стороны все более комфортные условия для работы и отдыха в виртуальном пространстве, а с другой все более отдаляют пользователей от реального общения. Такие социальные навыки как сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и т.д. со временем атрофируются, либо утрачиваются вовсе. Кроме отсутствия прямого контакта с преподавательским составом и членами группы среди недостатков дистанционного образования также можно выделить следующие:

– необходимость правильно планировать собственное время, чтобы полноценно усваивать новый материал и получать новые навыки;

– необходимость в постоянном доступе к Интернету;

– отсутствие или малый объем практических занятий, нацеленных на реализацию теоретических основ в жизни;

– далеко не всегда удается правильно и полно дать ответ письменно. Не все мысли можно уместить на бумаге.

Дистанционное обучение – сравнительно новый способ оказания образовательных услуг, позволяющий получать новые знания независимо от места проживания, возраста, статуса. Этот механизм призван развивать самомотивацию и самообучение. Он идеально подходит для людей, которые пытаются совмещать работу и учебу, знакомиться с новыми технологиями и развиваться в новом направлении.

Список используемых источников

  1. Янушкевич Ф.А. Технология обучения в системе высшего образования / Ф.А. Янушкевич. М., 1986.
  2. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЗА И ПРОТИВ И.А. Морозова, магистрант Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань
  3. https://finacademy.net/materials/article/chem-otlichaetsya-onlajn-obuchenie-ot-distantsionnogo-obucheniya
  4. Насибуллов Р.Р. Развитие дистанционной формы обучения будущих учителей (конец ХХ – начало ХХI вв.) // Монография. / Под общ. ред. д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова. – Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2013. – 176 с.
  5. Применение электронного и дистанционного обучения в колледже: Сборник статей./СПб., 2018. – 65с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *