ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ)

УДК 377

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ)

Коляда М.В. преподаватель истории,

специалист I категории,

ГПОУ «Енакиевское профессионально – техническое горное училище»

Ключевые слова: дистанционное обучение, студенты, экзамен, цифровые технологии, кейс-задание, компетенции.

Пандемия, вызванная распространением COVID-19, обусловила интенсификацию цифровизации образования, кардинальную трансформацию форматов обучения, переход на инновационные технологии в образовательном процессе.

В условиях дистанционного обучения итоговая аттестация по дисциплине «История» может проводиться в режиме видеоконференции с использованием коммуникативного программного обеспечения; в виде решения экзаменационных тестовых заданий с использованием электронной образовательной среды учебного заведения; в виде решения уникального кейс-задания с использованием электронной почты. В статье обосновывается, что Case в данном случае является наиболее эффективным инструментом контроля сформированности универсальных и общепрофессиональных компетенций.

В современных реалиях, когда ВОЗ объявила пандемию (COVID-19), дистанционное обучение приобрело, как никогда, актуальный характер. Учебные заведения (школы, колледжи, техникумы, вузы и т. д.) разрабатывают и внедряют в процесс обучения инновационные формы и методы: онлайн-курсы, цифровые платформы, компьютерные тренажеры, дистанционные конкурсы/олимпиады и т. д. Экстренный переход от традиционной формы обучения к инновационной способствовал формированию огромного потенциала для совершенствования средств, методов обучения и воспитания, проведения итоговой аттестации по дисциплинам, а также развития образовательной системы в целом.

В связи с особенностями цифрового поколения студентов, постановкой и решением профессиональных задач с акцентом на цифровые технологии возникла необходимость совершенствования цифровых навыков педагога. Таким образом, педагог со сформированной цифровой толерантностью более мотивирован на самостоятельный поиск и применение инновационных технологий в образовательном процессе, легче воспринимает цифровые трансформации в связи с отсутствием внутреннего сопротивления, склонен к принятию ответственных решений по вопросу изменения вектора педагогической деятельности в сторону цифровой дидактики.

На основе классификации личностно-профессиональных качеств, необходимых современному педагогу для успешной профессиональной деятельности, были сформулированы определения понятий:

работоспособность – это умение работать круглосуточно (24/7), с ненормированным рабочим графиком;

клиентоориентированность – это центрирование на индивидуальных, образовательных запросах студента и построение индивидуального образовательного маршрута обучения с использованием онлайн-ресурсов;

самообучаемость – это осознанное профессиональное саморазвитие в аспекте формирования цифровой грамотности и цифровой компетентности у педагогов;

многозадачность – это способность комбинировать педагогические и цифровые навыки: спланировать лекцию, расписать ее, выложить на YouTube, спроектировать практическое задание, организовать «обратную связь» со студентами и др.;

профессиональная мобильность – это умение быстро и оперативно решать многочисленные профессиональные задачи и выполнять их на высоком уровне сложности;

критическое мышление – это способность критически переосмысливать полученную информацию, осуществлять анализ и синтез на основе релевантных данных.

Переходу на дистанционное обучение способствовало разрешение бесплатного доступа к лекциям и контрольно — измерительным материалам по дисциплине «История» благодаря электронным ресурсам.

Например:

‒ «Электронная почта»это такая сетевая служба, при помощи которой пользователи могут обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей;

‒ «VK» социальная сеть при помощи, которой обмен сообщениями, файлами с выполненными заданиями;

–«Google Classroom» — это онлайн-платформа, предназначенная для управления учебным процессом и общения между преподавателями и обучающимися. Она позволяет создавать уроки, размещать задания, проверять их выполнение, следить за успеваемостью, обмениваться документами, размещать видео на YouTube;

Skype — бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), опционально используя технологии пиринговых сетей, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны.

Viber — приложение-мессенджер, которое позволяет отправлять сообщения, совершать видео- и голосовые VoIP-звонки через интернет. Голосовые вызовы между пользователями с установленным Viber бесплатны.

Экстренный переход от традиционной формы обучения к инновационной способствовал огромному потенциалу для совершенствования средств и методов обучения и воспитания, итоговой аттестации по дисциплинам, а также образовательной

системы в целом.

Учебный семестр в училище, как правило, заканчивается экзаменационной сессией. Экзамен по дисциплине «История» предназначен для оценки работы студентов в течение семестра и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных ими:

‒ знаний основных теоретических парадигм в области исторического познания, а также современной исторической картины мира;

‒ умений анализировать мировоззренческие проблемы на основе исторического категориального аппарата, синтезировать и применять эти знания в научных исследованиях и профессиональной деятельности;

‒ владений навыками самостоятельной работы, культуры мышления, использования исторических знаний как методологии творческой и научной работы по профилю направления подготовки.

По итогам экзамена и/или дифференцируемого зачета, как правило, выставляется оценка по шкале порядка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Для определения качества ответа студента на экзамене учитываются следующие основные показатели: полнота и точность ответов на вопросы экзаменационного билета и на дополнительные вопросы преподавателя; структура, последовательность и логика ответов; исторические термины основных разделов истории; знание исторических первоисточников; способность интегрировать знания и привлекать сведения из различных сфер; количество и характер ошибок (существенные – связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа или несущественные, которые определяются неполнотой ответа); соблюдение принципов этики (на экзамене не допускается использование литературы, конспектов, мобильных телефонов, планшетов).

Однако в условиях дистанционного обучения на смену традиционной (устной) форме проведения экзамена по дисциплине «История» приходит инновационная форма с применением цифровых технологий, которые «способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения».

В условиях дистанционного обучения итоговая аттестация по дисциплине «История» может проводиться:

1. В режиме видеоконференции (собеседование по экзаменационным
билетам с использованием коммуникативного программного обеспечения, например, Skype, Zoom, Google Meet и т. п.).

2. В виде решения экзаменационных тестовых заданий (с ограничением по времени) с использованием электронной образовательной среды.

3. «Google Classroom» в день проведения экзамена на платформе появляются задания, после решения заданий каждый студент может увидеть свою оценку.

3. В виде решения уникального кейс-задания с использованием электронной почты.

Case, на наш взгляд, в условиях дистанционного обучения является
наиболее эффективным инструментом контроля сформированности как
универсальных, так и общепрофессиональных компетенций, отвечающих
за наличие у студентов системного и критического мышления, самоорганизации и саморазвития, межкультурной коммуникации, правовых и этических основ профессиональной деятельности.

Рассмотрим проведение экзамена по дисциплине с применением кейс-задания. В день экзамена (согласно утвержденному расписанию) каждому студенту группы на электронную почту направляется уникальное кейс-задание. Кейс-задание – это ряд вопросов, к которым прилагаются варианты ответов с одним правильным, то есть, по форме кейс напоминает тесты, а
также задания на соотнесение (верно/неверно).

Всего 20 вопросов. Верный ответ на 1 вопрос – 2 балла. Минимальный
порог – отсутствует, т.е. студент может набрать от 0 до 40 баллов.
Время, отведенное на выполнение кейс-задания, – 30 минут, после
чего каждому студенту необходимо отправить выполненное задание обратным письмом.

Таким образом, экзаменационная сессия в условиях дистанционного
обучения может проводиться с применением различных цифровых
технологий. Применение уникального кейс-задания с использованием
электронной почты является одним из эффективных вариантов проведения экзамена по дисциплине «История», который направлен на развитие самостоятельных навыков мышления и раскрытие индивидуальных возможностей студентов.

Список используемых источников

1.Е.Г. Белякова Онлайн-обучение: In statu nascendi / Е.Г. Белякова // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – №2. – С. 45–47. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10207.

2. В.И.Блинов Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса): в 2 ч. / В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Е.Ю. Есенина // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – №2. – С. 6–33. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10201.

3.В.В. Дикова Будущее уже наступило, или Педагог в режиме онлайн / В.В. Дикова //Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – №2. – С. 53–54. – DOI: 10.24411/ 2307-4264-2020-10211

4.С.Н. Водолад Дистанционное обучение в вузе / С.Н. Водолад, М.П. Зайковская, Т.В. Ковалева, Г.В. Савельева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-vuze (дата обращения: 01.07.2020).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *