ДИСТАНЦИОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

УДК 377.147: 004

ДИСТАНЦИОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Черная А. В., преподаватель общеобразовательных дисциплин,

специалист I категории,

ГПОУ «Енакиевский профессиональный торгово-кулинарный лицей»

Ключевые слова: виртуальная реальность, познавательная активность, дистанционные цифровые образовательные ресурсы, социально-экономические учебные дисциплины, мультимедийная презентация, электронный учебник.

Современное общество ждет от выпускников квалифицированных работников, мобильных, конкурентоспособных, думающих, инициативных, творческих.

К сожалению, опыт показывает, что существует постоянно прогрессирующая проблема потери познавательного интереса обучающихся к обучению. Современный подросток, который пришел обучаться в образовательные учреждения СПО, не видит большого смысла в этом обучении. Он «отсиживается» на уроках и не проявляет заинтересованности к познавательной деятельности.

Интересы молодежи находятся в виртуальной реальности: форумы, социальные сети, развлекательные порталы, компьютерные игры. Преподаватель должен понимать современных детей, искать к ним подход и общий язык. Если обучающиеся используют различные «device» и «gadget», то и преподавателям нужно их осваивать.

Используя лишь традиционные образовательные технологии очень тяжело привлечь внимание к своей учебной дисциплине, учебному материалу, обучению. Перед педагогическим работником стоит непростое задание: «оживить» обучающегося, вызвать у него интерес к учебному материалу, к самосовершенствованию.

Это возможно лишь тогда¸ когда преподаватель понимает изменения, которые произошли, не остается в постиндустриальном обществе, а переходит вместе с обучающимися в общество информационное, основным признаком которого является утверждение культа знаний. Основным ресурсом такого общества является информация, и мы должны развивать в обучающихся необходимость получения знаний, прививать навыки самостоятельного поиска информации, формировать умения ее эффективного сбора, систематизации, обмена с другими пользователями.

В последнее время большое внимание уделяют тому, чтобы обучение было личностно-ориентированным, при изложении материала тесно переплетаются теория и практика, наука и жизнь. В центре образовательного процесса должны стоять самостоятельности и инициативность обучающихся, их позиция должна быть активной на протяжении всего учебного занятия, учебные занятия должны побуждать раскрывать потенциал, возможности и способности. В XXI веке обучение без информационно-коммуникационных цифровых технологий немыслимо. Важную роль играет цифровая грамотность, как педагога, так и обучающегося. В этом на помощь преподавателю приходят современные образовательные технологии, в том числе дистанционные цифровые образовательные ресурсы.

Дистанционные цифровые образовательные технологии объединяют широкий спектр разных по назначению, уровнем сложности, формой технического исполнения, и видами интерфейсов педагогических программных средств, электронных учебников, электронных тестов, компьютерных моделей, тренажеров, дидактических игр и стимуляторов.

Обучение с применением цифровых образовательных технологий имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие заключается в изменении роли преподавателя: он уже не основной источник знаний его функций сводятся к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных лабораторий, сети Интернет, цифровых образовательных технологий и новых средств обучения. Задания преподавателей – подобрать эти средства соответственно содержанию учебного материала, возрастными и психологическими особенностями обучающихся, а также умениям обучающихся использовать компьютер.

С чем преподаватель постоянно сталкивается в процессе обучения? Обучающиеся пассивно осваивают новый материал, он имеет большой объем, а времени на изучение темы немного. Эту проблему прекрасно решает использование мультимедийных презентаций.

Они позволяют структурировать материал, показать его в обобщенном виде, а наличие иллюстраций, видео фрагментов, анимации, звукового сопровождения делает новый материал более доступным для понимания и усвоения. Цель такой подачи учебной информации, в первую очередь, в формировании у обучающихся системы образного мышления. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы физических сил и внимания обучающихся. На учебных занятиях и во внеурочной деятельности с использованием мультимедиа есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, является возможным даже индивидуальное обучение каждого студента.

Следует отметить, что студенты готовы к использованию новейших технологий при изучении социально-экономических учебных дисциплин. Для них не является новым и неизвестным ни работа с разными редакторами и программами, ни использование Интернет-ресурсов, ни компьютерное тестирование. На сегодняшний день одной из проблем является уровень подготовки педагогических работников – не все готовы применять новейшие информационные технологии в учебном процессе и отказываться от традиционных методов преподавания.

Педагог всесторонне должен развивать у обучающихся творческие способности, поэтом имеет смысл приобщения их к созданию презентаций. Если дать обучающимся опережающее задание рассмотреть тему, а потом самостоятельно создать презентацию, которая содержит схемы, таблицы, рисунку, интерактивные задания, представить работу другим, можно получить намного больший учебный результат. Обучающиеся невольно более глубоко рассмотрят материал, продемонстрируют свои творческие способности, а главное запомнят этот материал надолго.

Еще одним цифровым помощником является электронный учебник. Электронные учебники имеют целый ряд преимуществ перед бумажной литературой. Их можно пересылать по электронной почте, хранить на дисках или флеш-накопителях. Есть в них и другой плюс – интерактивность.

Лучше всего такие пособия подходят для самостоятельной работы обучающихся при очном и особенно дистанционном обучении, так как значительно облегчают понимание материала, допускают адаптацию в соответствии потребностям обучающимся, уровня из подготовки, а также дают возможности для самопроверки на всех этапах работы, предоставляя практически неограниченное количество объяснений, повторов и подсказок. Электронный учебник позволяет проводить практические занятия в форме самостоятельной работы за компьютером, оставляя преподавателю роль консультанта. На данный момент обязательным является обучение педагогических работников принципам создания электронных учебников и специализированному программному обеспечению. На учебных занятиях по социально-экономическим дисциплинам электронные учебники можно комбинировать с другими интерактивными методами, например, с вебинарами и веб-конференциями.

Опыт показывает, что обучающиеся с удовольствием принимают участие в разных видах тестирования. Тестирование может быть не только итоговым: его можно использовать для выявления входного контроля, подготовленности обучающихся к осмыслению нового материала, выявления интересов студентов. Существует большое количество компьютерных программ, которые позволяют конструировать тест на компьютере, привлекая к этому много возможностей – графику, мультимедиа. Конечно, необходима подготовка преподавателя и творческий подход, а еще, большое количество времени для подготовки, но в результате – быстрая и точная проверка знаний обучающихся, беспристрастная и, главное, интересная самими обучающимся. Привлекая обучающихся к созданию таких тестов, педагоги получают дополнительную проработку темы, раскрытие творческого потенциала и готовый инструментарий для будущих уроков.

Подводя итоги можно сказать следующее: современность требует определенных изменений в технологиях обучения, формах организации, требует нового отношения к обучающимся и в целом к учебному процессу. Педагогические работники должны постоянно знакомиться с образовательными ресурсами сети Интернет, сотрудничать с творчески группами, принимать участие в онлайн-конкурсах, конференциях, веб-семинарах, вести образовательные блоги, пользоваться разными образовательными порталами.

Список использованных источников

  1. Абрамов Л.И. Информатизация образовательного пространства школы: шаги практической реализации / Л.И. Абрамов // Адукацыя і выхаванне. — 2002. — № 8. — С. 15-20.
  2. Ефремов В.С. Методические рекомендации по созданию электронных презентаций Запрудский Н.И. Современные школьные технологии — 2 / Н.И. Запрудский. — Минск: Сэр-Вит, 2010. — 256 с.
  3. Мархель И. И. Комплексный подход к использованию технических средств обучения / И. И. Мархель. — СПб. : Питер, 2010. — 635 с.
  4. Машбиц И. Е. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / И. Е. Машбиц. — СПб. : Питер, 2003. — 323 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *