РОЛЬ МЕТОДА МУЗЕЙНОГО ЗАНЯТИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

УДК 37:37.035.8:37.035.6

РОЛЬ МЕТОДА МУЗЕЙНОГО ЗАНЯТИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Свириденко М.И. преподаватель,

Специалист высшей категории;

ГПОУ «Горловский колледж промышленных

технологий и экономики»

Ключевые слова: музей; визуализация; экспонат; ветеран.

Патриотическое воспитание в современных условиях объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности страны.

Вспомним историю патриотического воспитания в государственной политике Российской империи, Советском Союзе, на постсоветском пространстве 90 – х годов и в современных реалиях.

Истоки воспитания патриотизма восходят «во времена Бусовы». Более современное звучание оно принимает в имперской политике Петра I. Появляется во времена Северной войны крылатое выражение «сын Отечества». Патриотизм поставлен выше всех ценностей и добродетелей. Служба Отечеству, усердие в делах государственных объявляются главной добродетелью и закрепляются в «Табели о рангах» как непременное условие получения чинов, наград и званий.

В СССР патриотическое воспитание было поставлено на небывалый уровень. В подтверждение этого хочется процитировать слова из песни Игоря Шаферана «раньше думай о Родине, потом о себе».

После распада СССР в 1991 г. не только в России, но и на постсоветском пространстве начались непродуманные либеральные реформы, в том числе в системе образования. С началом перехода к рыночным отношениям многие учебные заведения оказались в состоянии кризиса. Воспитательная компонента образования была отброшена на задний план, образование стали предлагать как услугу на рынке. В тех условиях 1990-х годов о патриотическом воспитании просто забыли и только в новой России началось возрождение столь необходимого, можно выразиться «столбового» направления воспитания молодого поколения.

Теоретическому осмыслению понятия, сути патриотизма помогает «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», труды А.С. Пушкина, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, П.Я. Чаадаева, Н.Г. Чернышевского, И.А. Герцена, Н.А. Добролюбова, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, Д.С. Лихачева и др.

В изучение вопроса роли музеев в патриотическом воспитании молодёжи немалый вклад внесли: В.Ю. Борисов, А.П. Валицкая, Л.М. Ванюшина, Е.Б. Медведева, М.В. Короткова, К. Пацвалл, А.М. Разгон, Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич и др.

Что же сейчас используют в патриотическом воспитании молодёжи сейчас? Какие формы и методы?

Ясно, что необходима система методической работы в формировании активной гражданской позиции.

Мы обратимся к отдельной методике в комплексе направлений и форм воспитательной работы — к роли музея, музейной экскурсии как методу в педагогике наших дней.

В последние годы музейный урок получил распространение как активная форма учебной работы и стал средством патриотического воспитания.

Перейдём к конкретике музейного занятия. Его можно отнести к одной из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам. Она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.

Музейные занятия имеют интегрированный характер и организуются в несколько этапов.

1-й этап проводится преподавателем или куратором группы. Со студентами предполагается освоение теоретического материала и терминологии. Им объявляется тема музейного занятия и дата его проведения. Студентам дается опережающее задание для подготовки материала по теме занятия.

2-й этап проводится непосредственно в музее руководителем музея совместно с преподавателем. Используются все подготовленные материалы опережающего задания, например, электронные презентации, рассказы, иллюстрации, эссе, фотографии и т.д.

3-й этап предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам патриотической направленности. Например, написание сочинений, отзывов, рецензий, выпуск газет, плакатов, экспозиций [1].

Методы, формы, приемы работы на занятиях музейного типа исходят из законов дидактики, основаны на современной технологии личностно ориентированного обучения, но главный метод — метод «погружения» в прошлое. Для этого преподавателю или куратору группы необходимо хорошо владеть материалом, уметь отобрать его на конкретное занятие, не перегрузить общими лозунгами [3].

Цель музейного занятия может быть достигнута только тогда, когда оно организовано по своим специфическим законам: в отличие от обычного занятия в его традиционной форме музейное занятие должно быть организовано как совместный поиск, как открытие истины здесь и сейчас, как постижение нравственных законов прошлого и настоящего.

Музейное занятие способствует приобретению у студентов новых компетенций:

а) исследовательскую -умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у педагога; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение,

б) работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль

в) регулятивную — умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности;

г) коммуникативную — умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса;

д) презентационную — навыки ораторского искусства: умение уверенно держаться во время выступления; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы) [2].

На занятиях музейного типа нет привычных критериев в оценке знаний — здесь допустимо только восприятие, самопознание, а это не подлежит оцениванию вообще. Результативность таких занятий может быть отслежена только путём хорошо продуманных творческих заданий, личностно ориентированных на каждого студента, индивидуальных, доступных и посильных.

В ГКПТЭ на роль музея было обращено пристальное внимание с момента основания Горловского машиностроительного техникума. Отцы – основатели создали прекрасный музей Боевой славы. Но в «годину 90 – х» многое было утрачено. С началом 2000 – х он начал пополняться новыми экспонатами и разделами в целом.

В колледже есть две основных экспозиции музея. Это стенды и экспонаты, посвящённые Великой Отечественной войне, боевом пути Горловских дивизий, переписка с ветеранами этих боевых формирований и материалы современной, необъявленной войны на Донбассе. При музее действует кружок «Память». Он во многом строит свою работу на основе музея.

Всё начинается с небольшой экскурсии для первокурсников по истории ГМТ – ГМК – ГКПТЭ. Преподаватель и кружковцы обращают внимание новых студентов на необходимость основания техникума, при острой нехватки среднего звена технического персонала машиностроительного комплекса Гороловки и Донбасса в далёкие 50-е – 60-е годы.

При прохождении учебной программы, связанной с Великой Отечественной войной обязательно проводится комплексная экскурсионная работа. Она делится на несколько этапов: «Оборона Донбасса и Горловки», «Донбасская стратегическая наступательная операция», «Боевой путь Горловских дивизий» и «Ветераны Горловского колледжа промышленных технологий и экономики». В работу включаются, как было сказано выше студенты – кружковцы «Памяти». При проведении экскурсии активно задействуется переписка с фронтовиками 126-ой и 271-ой Горловских дивизий, воспоминания участников боевых действий, первых преподавателей ГМТ.

Важным дополнением экскурсионной методики является тесное сотрудничество с музеем истории города Горловки на протяжении более 30-ти лет, где проводятся выездные экскурсии. Начинается с тематики первых поселений на территории Горловки и Донбасса, роли Петра Николаевича Горлова в основании нашего города и Горловского вооружённого восстания. Продолжением служит роль стахановского и изотовского движений, проблематика Великой Отечественной войны, пламя афганской войны и современный Донбасс.

По итогам рассмотрения данной методики можно сделать следующие выводы:

— во — первых мы видим здесь «живую» работу с непосредственным историческим материалом;

— во – вторых большую роль здесь играет визуализация учебно – воспитательного материала;

— в – третьих студенческая аудитория становится непосредственным, пусть и косвенным участником тех исторических событий.

Список используемых источников

1. Борисычева М.В. Технология развития музейной педагогики в целях формирования гражданственности студентов колледжа // Научные исследования в образовании. – 2010. – № 12. – С. 19-23.

2. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2009.

3.  Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие. / М-во культуры РФ; Рос. ин-т культурологии. М., 2001.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *