ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИИ

УДК 37:37.035.8:37.035.6

Практическая значимость применения форм и методов патриотического воспитания студентов на занятиях истории

Колесникова А.П., преподаватель истории

специалист

ГПОУ «Енакиевский профессиональный торгово-кулинарный лицей»

Ключевые слова: патриотизм, методы и приемы обучения, воспитание, обучение.

Воспитание патриотизма – система воспитания, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества. В период становления нашей молодой Донецкой Народной Республики перед педагогами стоит ответственная задача содействовать формированию у молодежи любви к Родине, почитания силы героических предков, сокрытой в духовной жизни народа, в традициях и обычаях, исторической памяти, которая передается из поколения в поколение.

У каждого народа, каждой державы должна быть своя объединяющая идея. И такая идея есть, и называется она – патриотизм. Патриотизм во всех его многоликих и благородных проявлениях. Вот почему сегодня так важно целенаправленно прививать любовь к Родине детям и юношеству. Развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно–нравственных и социальных ценностей, формирование профессиональных качеств и активного применения в различных сферах жизни общества – это первоочередная задача молодой Республики. Патриотический дух должен консолидировать молодежь, подчинять их разносторонние интересы интересам Отечества. Ведь любовь к Родине – это любовь к ближнему, к природе, к родному дому, к учебе и труду. Это и активная жизненная позиция, и самосовершенствование, и бережное отношение к традициям, и, безусловно, готовность к защите Отечества. Нельзя забывать свою историю, своих национальных героев [3].

С целью реализации государственной политики в сфере патриотического и нравственного воспитания молодежи, формирования самосознания и гражданской ответственности студентов в ГПОУ «Енакиевский профессиональный торгово-кулинарный лицей», на уроках «Истории», уроках «Гражданственности и Духовности Донбасса», не только ведется систематическая работа по формированию чувства патриотизма, но и по недопущению фальсификации истории.

На первом же занятии предлагаю студентам задуматься и поразмышлять над такими выражениями: «Кто не знает истории, тому суждено пережить ее вновь», «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» (В.О. Ключевский), «История не терпит сослагательного наклонения» (К. Хампе), «История — не просто чередование эпох и времён. Это и бесконечная галерея исторических портретов людей, прошедших по земле» (Д. Волкогонов).

На занятиях по истории можно использовать следующие формы и методы работы по патриотическому воспитанию студентов: визуальные источники, исторические документы и материалы, технологический прием «вживание в образ», использование кинофрагментов, написание и защита реферата (эссе), поисковая работа, Игровые формы работы, диспуты, круглые столы и др [2].

Визуальные источники – это картины, рисунки, фотографии, карты событий, презентации и т.д., которые создают зрительный образ и являются основой изучения материала, дают студентам новые исторические знания. Наряду с этим они выполняют функции актуализации знаний, иллюстрации нового материала, формируют эмоциональный, воспитательный элемент процесса обучения.

Исторические документы и материалы: указы, законы, приказы, акты, договоры, мемуары, которые переносят нас в ту историческую эпоху, когда они писались и принимались. Исторические документы и материалы являются базой для развития познавательной активности студентов, передачи исторической памяти и информации от поколения к поколению. Их педагогическое воздействие реализуется не только содержанием, но и стилем изложения, эмоциональным характером. Внимательное прочтение и анализ документов и материалов учит студентов самостоятельно мыслить, рассуждать, выделять особенности той или иной исторической эпохи, личности. В то же время самостоятельная работа с документами и материалами требует от студентов критического осмысления информации, формирования навыков и умений исследовательской деятельности, творческого поиска и сопоставления данных с другими источниками. Все это не может не усиливать учебно-воспитательную функцию истории в условиях информационной войны и фальсификаций острых проблем истории Донецкой Народной Республики.

К примеру, обращаясь к письмам, написанным непосредственно очевидцами Великой Отечественной войны в те годы, у студентов формируется четкое представление о тех событиях, об отношении людей к защите своей земли, «новому порядку» установленному немецкими оккупантами. Ознакомившись с подобными материалами, которые непосредственно воздействуют на эмоциональное отношение студентов к тем событиям, студенты высказывают свое мнение по отношению к фашизму, нацизму и по недопущению этого зла в настоящее время.

Технологический приём «вживание в образ», когда студент по заданию и методической помощи преподавателя старается поставить себя на место того или иного героя, персонажа исторического события. Например, можно написать письмо другу в любой из изучаемых событий истории период, соблюдая принятые в то время стиль и термины, понятия. А на практическом занятии эти письма зачитать, можно даже устроить небольшую историческую сценку.

Использование кинофрагментов, когда во время занятия показывается наиболее яркий фрагмент исторического события, отраженный в кинофильме. Эта форма проведения занятия нравится студентам и оказывает большое воспитательное воздействие. Кинофрагменты с успехом можно использовать на уроках изучения нового материала, когда для освещения отдельных событий включаются фрагменты из документальных и художественных фильмов.

Написание и защита реферата (эссе), когда студент выбирает конкретную тему, всесторонне изучает ее и пишет исследовательскую работу, а затем защищает с использованием презентации. В последующем с этой темой студент может выступать на конференциях, участвовать в студенческих конкурсах научных работ и др. Такой вид работы оставляет у студентов наиболее сильное впечатление. Например, по теме «Донбасс в годы Великой Отечественной войны» студент может принять участие и в краеведческой работе, собирая материалы о героях, ветеранах войны, своих родственниках, земляках. Студенты стремятся осмыслить события войны, подвиг советского солдата, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы или со студенческой скамьи добровольно ушел на фронт.

Поисковая работа. Заинтересованным студентам даются конкретные задания по сбору материалов о лицее, известных преподавателях, ветеранах войны и труда. На основе собранных материалов публикуются статьи в сборниках материалов территориальных и республиканских конференций. Например, студенты ГПОУ «Енакиевский профессиональный торгово-кулинарный лицей» приняли участие в IV Республиканской научно-практической конференции «От патриотического воспитания к гражданскому согласию и общественной безопасности» Государственного профессионального образования «Донецкое высшее общевойсковое командное училище».

Также традиционно все студенты первого курса посещают музей трудовой и боевой славы, этому посвящается отдельное занятие. Студенты знакомятся с основными этапами истории лицея, с материалами «Книги памяти», созданной силами педагогов и студентов лицея, с экспозиционными разделами: «Нас песня вела на подвиг»; «История города Енакиево»; «Земляки – защитники Отчизны в годы войны»; «Донбасс – земля героев».

Игровые формы работы, диспуты, круглые столы – эти формы в проведении занятий можно с успехом использовать в патриотическом воспитании студентов. Популярны диспуты, круглые столы на различные актуальные темы истории и современности. Например, мы со студентами с большим интересом провели диспут на тему «Донецко-Криворожская советская республика – взгляд сквозь столетие», а затем на круглом столе выявили исторические опыт и уроки из тех событий для современности.

Выводы. Таким образом, практика педагогической работы показывает, что нельзя отделить учебу от воспитания, а воспитание от учебы. Учебная дисциплина «История» играет важнейшую роль в патриотическом воспитании студентов. Чем глубже знания молодого человека об истории своей страны, о великих политических деятелях, великих подвигах ее народа, о том, какими тяжелыми событиями и неимоверными усилиями наши предки отстаивали и защищали Родину, строили и развивали страну, тем сильнее и крепче будет чувство патриотизма в душе и сознании молодого человека. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, мы считаем, что образовательное учреждение должно принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию молодежи, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Донецкой Народной Республики.

Список используемых источников

  1. Ардашева Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24–30.
  2. Крайнов Г.Н. Формы и методы патриотического воспитания на занятиях по истории // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
  3. Тараканова В.В. Патриотическое воспитание в молодежной среде. Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственный мир современного российского общества проблемы формирования и защиты» / Отв. ред. А.А. Огарков и др. М.: Глобус, 2009. С. 276–280.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *