УДК 377
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ОУ СПО
Аксёненко Наталья Николаевна, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин, специалист высшей квалификационной категории,
ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТ
Ключевые слова. Правовое воспитание, правовая культура, процесс профессионального образования, профессионально-значимые качества, педагогическая практика, студент, нормы и правила общественного поведения, нравственные ценности.
Вступая во взрослую жизнь, подросткам нужно быть готовыми к происходящим в социуме изменениям, с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. У большей части современной молодежи Донецкой Народной Республики, в настоящее время наблюдается уровень правовой культуры, который не соответствует требованиям времени.
Это обусловлено происходящими в современном мире и обществе Донецкой Народной Республики изменениями, которые создают новые вызовы и определяют насущные потребности в формировании общереспубликанской гражданской идентичности и патриотизма у молодого поколения, правовой компетентности, воспитании уважения к человеческому достоинству, правам и свободам личности.
Основной задачей ОУ СПО является подготовка высококвалифицированных выпускников, которые будут не только владеть глубокими знаниями по выбранной специальности, но и смогут самостоятельно обновлять и применять их на практике, будут способны ориентироваться в законах развития общества и техники, обладать правовыми знаниями. Важнейшей ценностью личности становится творческий потенциал, наличие специфических качеств и жизненных установок.
Профессиональное образование Донецкой Народной Республики переживает сегодня период серьёзных преобразований. Идет поиск, как нового содержания обучения, так и инновационных форм его реализации в учебном процессе.
Задача учреждений СПО состоит в том, чтобы помочь студенту, а в дальнейшем специалисту достигнуть такого уровня правовой воспитанности, которая не просто позволит ему участвовать в правых отношениях без эксцессов, но и даст возможность включиться в конструктивную профессиональную деятельность, а также проявлять себя свободной личностью, обладающей системой сформированных правовых взглядов.
Профессионально-значимые качества, как подтверждает педагогическая практика, можно формировать. Для студентов необходимо создавать такие условия, чтобы обучение переходило в самообучение, воспитание в самовоспитание, а личность — из этапа развития в этап творческого саморазвития [1].
Правовую культуру необходимо формировать еще на этапе обучения и подготовки к профессиональной деятельности в ОУ СПО. При проведении анализа образовательного процесса в различных ОУ СПО Республики мы можем говорить о том, что в них накопился ряд существенных недоработок, которые, наряду с причинами социально-экономического характера отрицательно отражаются на формировании личностных и профессиональных качеств студентов, востребованных на рынке труда:
• содержание экономических дисциплин в ОУ СПО нацелено на получение экономических и управленческих знаний студентами, а не на формирование профессиональных значимых качеств
• не выявлены действенные средства и методы развития личности студентов в процессе формирования у них правовой культуры.
Вышеуказанные недостатки подтверждают актуальность темы исследования: «Правовое воспитание студентов ОУ СПО».
Цель исследования: выявить, научно обосновать, раскрыть сущностные стороны правового воспитания и совершенствовать его методику в процессе профессионального образования студентов.
Объект исследования: процесс профессионального образования.
Предмет исследования: правовое воспитание студентов ОУ СПО в процессе профессионального образования.
Гипотеза исследования: правовое воспитание студентов ОУ СПО в процессе профессионального образования будет эффективным, если:
— правовое воспитание станет рассматриваться как целенаправленная работа педагогов по формированию у студентов ценностных отношений к закону, общепризнанным нормам и правовому поведению, обеспечивающая развитие представлений, понятий и умений студентов в области права и правового поведения, на базе учета распространенного в молодежной среде правового нигилизма [2];
— осуществление правового воспитания станет реализоваться на базе педагогической модели, обеспечивающей интеграцию дидактических и воспитательных целей, форм, методов и средств обучения и воспитания студентов, направленной на формирование обобщенных знаний, умений и отношений в области права.
Ведущей целью профессионального обучения сегодня становится подготовка специалиста соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего собственной профессией, готового к постоянному профессиональному подъему, росту, а значит — на современном рынке труда конкурентоспособного специалиста.
Студенты за достаточно короткий срок должны овладеть и общими и профессиональными компетенциями, погрузиться в профессиональные трудовые отношения, так как это специфика правовой социализации студентов в профессиональных образовательных учреждениях.
Среднее профессиональное образование ориентировано на получение конкретной профессии (специальности) и носит прикладной характер. Гарантом успешной будущей профессиональной социализации становится правовая социализация студентов в профессиональных образовательных учреждениях.
Успешность правовой социализации студентов В ОУ СПО успешная правовая социализация обучающихся зависит от следующих педагогических условий:
— необходимо повышать правовую культуру педагогических работников образования для деятельностного осуществления правовой социализации студентов;
— организовать слаженный и непрерывный процесс освоения студентами базовых правовых норм в учебной и внеучебной деятельности;
— формировать правовое сознания и повышать наличие опыта правомерного поведения студентов при использовании в ОУ СПО разных форм и методов организации правового воспитания и обучения.
При этом формирование правовой компетенции обучающихся должна осуществляться опытными педагогами, способными применять больше творческих методов, например, разбор ситуационных жизненных задач и т.д. Преподаватели должны обязательно учитывать мнения и интересы студентов, поскольку именно такая форма подачи материала будет наиболее эффективной на современном этапе [3]. При изучении теории, необходимы интересные, креативные практические занятия, экскурсии, чтобы студенты видели в данном виде занятий не «еще один урок», а познавательное и социализирующее мероприятие.
В связи с этим, можно сформулировать ряд предложений, способствующих совершенствованию формирования правовой культуры и сознания студентов:
- В рамках просветительской работы по правовому воспитанию, при организации учебно-воспитательного процесса, рекомендуется использовать психологическое тестирование, психологический тренинг, работу с источниками права, интеллектуальный тренинг, составление и решение кроссвордов, диспуты, деловые игры, решение правовых задач, анализ жизненных ситуаций, правовой диктант, сочинение-размышление, цикл воспитательных часов и мероприятий;
- В ОУ СПО должны работать (не формально) кружки и клубы по интересам, чтобы обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации, трудные подростки и дети из малоимущих семей, наиболее уязвимые перед влиянием криминализации, могли занять свободное время полезным делом, поощрять творческую и научную работу студентов [4];
- В учебно-воспитательном процессе должны присутствовать конференции и брифинги, круглые столы, причем не только по проблемам права, но и по другим проблемам современности, так как это способствует социализации личности.
В результате проводимой работы, обучающиеся успешно входят в учебно-воспитательный процесс ОУ СПО, с легкостью осваивают нормы и правила общественного поведения, нравственные ценности, приобретают начальный опыт общественно значимой деятельности, формируют позитивную самооценку, самореализацию, воспитывают умение противостоять негативным воздействиям социальной среды, формируют поведенческие навыки, социализируются.
Список используемых источников
- Зубок Ю. А. Социальная интеграция молодёжи: рискологический подход // Общество и социология: новые реалии и новые идеи: труды I — го Всерос. социол. Конгресса. СПб., 2000.
- Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. — М.: Юритъ, 2009.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2002.
- «Преступность несовершеннолетних как социальная проблема»// Российская юстиция. -2008. №6.