СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 025+026

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Конищева А.В., библиотекарь (I категории)

ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум», г.Енакиево

 

Ключевые слова: чтение, библиотека техникума, библиотечная реклама, средства и формы библиотечной рекламы, выставочная деятельность

 

Библиотека является важным и неотъемлемым звеном в структурной системе образовательного учреждения среднего профессионального образования (СПО) и играет значительную роль в совершенствовании качества информационного обеспечения образовательного процесса. Деятельность библиотеки направлена на обеспечение новых условий для получения полноценного образования и на культурное развитие каждого студента.

Библиотека техникума выполняет специфические функции по оперативному и полному обеспечению всего педагогического и студенческого коллектива необходимыми изданиями и информацией о них. Фонд ОУ СПО формируется документами необходимыми для организации учебного процесса в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов, изданиями по направлениям научно-исследовательских работ, обеспечивает выполнение массовых и индивидуальных запросов пользователей. Следует отметить, что совместно с председателями цикловых комиссий и другими структурными подразделениями техникума, библиотекари стараются сформировать такой фонд, который бы полностью отвечал информационным потребностям студентов, был бы держателем не только учебно-методической, художественной, но содержал бы и научно-популярную литературу, которая способствует интеллектуальному, культурному и нравственному развитию студента. Библиотека ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум», как и все библиотеки ОУ СПО, является универсальным хранителем печатных и электронных изданий. Состоит из учебной, общественно-политической, технической, естественно-научной, художественной литературы, книг по искусству и спорту, а также включает периодические издания.

Книжный фонд библиотеки нашего техникума насчитывает сегодня около 68 тысяч экземпляров книг.

Понимая, что нам предстоит компьютеризация библиотеки, библиотекари провели очень большую работу по оптимизации книжного фонда. Фонды были реорганизованы в соответствии с новой Универсальной десятичной классификацией. Параллельно были приведены в порядок традиционные каталоги — алфавитный и систематический: на каталожных карточках были написаны новые индексы УДК, составлены описания на издания, прежде не отраженные в каталогах, описания составлялись в соответствии с требованием ГОСТа. Таким образом, фонд и традиционный справочный аппарат сегодня подготовлены для ретроконверсии в автоматизированный режим.

Сегодня во многих библиотеках помимо традиционного книжного фонда формируется фонд документов на электронных носителях, а в образовательных учреждениях создаются полнотекстовые базы данных учебно-методических пособий, изданных в самих учебных заведениях. Таким образом, постепенно начинает формироваться электронная библиотека.

Одно из направлений в формировании электронной библиотеки – оцифровка не переиздаваемых, но актуальных и часто спрашиваемых изданий. Создание их электронных версий решает проблему повышенного читательского спроса. Достаточно иметь один экземпляр книги, чтобы сделать его электронную копию, с которой одновременно могут работать десятки студентов. Практическая деятельность библиотеки уже сейчас должна быть ориентирована на обеспечение доступа к информационному киберпространству и на обучение пользователей работе с новыми информационными средствами, т.е. библиотека должна стать посредником между пользователями и их социальными потребностями в культуре, информации и образовании.

Развитие сетевых технологий и более широкое использование электронных изданий открывают перед библиотеками новые возможности, позволяющие в современных условиях обеспечивать высокий уровень информационного сопровождения учебной и научной деятельности, достичь которого только традиционными методами невозможно.

Для обеспечения максимальной доступности студентов к информации и качественного выполнения запросов в читальном зале и на абонементе библиотеки нашего техникума введен в действие Интернет. Ресурсы Интернет все чаще используются, как студентами, так преподавателями и сотрудниками. Обслуживая пользователей, библиотекарь помогает им освоить компьютер и найти необходимую информацию. Параллельно ведется учет обращений к компьютерам и создается база данных информации, заимствованной из Интернет. Есть информационные ресурсы, которые доступны только через всемирную сеть.

 

 

Внедрение в работу библиотеки инновационных технологий позволило:

  • повысить интерес читателей к книге, удовлетворять их запросы более информационно и максимально рациональным способом, упростить поиск литературы (читатель, самостоятельно используя поисковые элементы, может подобрать необходимую литературу);
  • преодолеть компьютерофобию отдельных преподавателей и сотрудников;
  • освободить библиотекаря от малопроизводительной рутинной работы. Он должен трудиться по существу, изучая содержание редких и ценных книг, оказывать читателям всестороннюю помощь при подборе литературы для докладов, учебно-исследовательских работ студентов и преподавателей, тематических рефератов.

Изменение информационных потребностей пользователей, внедрение автоматизированных технологий кардинально изменили политику, направление и возможности библиотечного обслуживания. Современная библиотека образовательного учреждения СПО ориентирована на выполнение основной функции – информационное обеспечение образовательной, воспитательной, культурно просветительской деятельности, самостоятельной работы студентов и предоставление пользователю разных современных сервисов.

Информационные технологии оказывают огромное влияние на усовершенствование деятельности библиотеки в целом и, в частности, на формирование новой составляющей библиотечного фонда – электронных ресурсов. Трансформация современной библиотеки из обычного хранилища книг в информационно — образовательный центр образовательного учреждения СПО тесно связана с внедрением информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).

К инновациям, открывающим новые возможности для развития библиотеки можно отнести:

  • библиотечный сайт;
  • электронный каталог (ЭК) и базы данных (БД);
  • электронную библиотеку (ЭБ);
  • электронную почту и т.д.

Студенты и преподаватели образовательных учреждений заинтересованы в том, чтобы библиотека больше внимания уделяла развитию электронных ресурсов и сервисов на базе информационно-коммуникационных технологий.

Среди приоритетов, на которые, по мнению пользователей, должна обратить внимание библиотека, называют:

  • полную ретроконверсию традиционного каталога в электронный;
  • наличие в библиотеке электронных версий рекомендуемой студентам учебной литературы;
  • создание тематических коллекций полнотекстовых документов, в том числе на базе ресурсов сети Интернет;
  • формирование полнотекстовых коллекций научных журналов и т.д.

Заслуживает внимания вопрос комплектования фонда библиотек образовательных учреждений СПО электронными изданиями. По наблюдениям, число предлагаемых к продаже электронных учебников крайне ограниченно. Основная причина тому – опасения книгораспространителей относительно соблюдения авторских прав пользователями электронных изданий. С другой стороны, качество электронных материалов учебного характера нередко уступает печатным изданиям. Преимущественно выпускаются CD-издания по иностранным языкам, компьютерному программированию, энциклопедического характера. Вот почему библиотеки образовательных учреждений создают собственные электронные материалы для учебного процесса. По такому пути пошла и библиотека нашего техникума. Начав с формирования ЭК, библиотека приступила к созданию собственной полнотекстовой БД электронных образовательных ресурсов, что, в свою очередь, решает многие для библиотеки проблемы: недостаточную экземплярность изданий, нехватку площадей для размещения фонда, обеспечение его сохранности.

Наличие программного обеспечения, способного на высоком уровне решать поставленные задачи, а также психологический настрой библиотечного персонала, способность принять, понять и освоить изменения в количестве и качестве труда, которые несет компьютеризация – основная отправная точка в достижении успеха. Безусловно, внедрение компьютерных технологий требует специальных знаний и навыков не только у читателей библиотеки, но, прежде всего, у библиотекарей. Работники библиотеки приобретают их и на специализированных курсах, а также осваивают самостоятельно, обращаясь за помощью к сотрудникам вычислительного центра. Библиотека, совместно с преподавателями техникума немало сделала для социальной и профессиональной адаптации студентов, для формирования личности будущих специалистов производства. Но еще больше предстоит сделать, так как информационные технологии в образовании, а значит и в библиотеке – это один из основных элементов профессиональной адаптации выпускников.

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Маркова В.Н. Чтобы студент хорошо учился // Библиотека.2004. № 12. С.29-31.
  2. Журавлева Т.В. Электронная библиотека учебного заведения//Специалист. 2006. №10. С.30-31.
  3. Кустова Н. Не бойтесь сделать первый шаг // Библиотека. 2005. №8. С.41- 43.
  4. Традиции и инновации в системе обслуживания читателей библиотек средних профессиональных учебных заведений: Материалы республиканской науч. — практ. конф. (Казань, 3 апреля, 2007 г.). Казань: Изд-во Казан.строительного техникума, 2007. 47с.
  5. Формирование и развитие автоматизированной библиотечно-информационной среды: Материалы региональной науч. — практ. конф. (Казань, 26-27 ноября 2002 г.). Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2002.120с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *