ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И КРАЕВЕДЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

УДК 37.035.6:908  

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И КРАЕВЕДЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Нестеренко Инна Борисовна

заведующий библиотекой

ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум»

г. Енакиево

 

Ключевые слова: Библиотека; воспитание; обучающиеся; гражданин; мероприятия; книжная выставка; обзор.

 

«Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами к Родине,

его человеческое достоинство-силой его патриотизма».

Н.Г. Чернышевский.

 

Патриотизм является основой жизнеспособности государства и выступает в качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к служению на благо Отечества. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государственности. В этой связи одним из условий стабильности государства является патриотическое воспитание молодёжи. Патриотизм, целенаправленно воспитанный в молодом поколении составляет духовно-нравственную основу личности, формирует ее гражданскую позицию и потребность в достойном и самоотверженном служении Родине. Воспитание патриотизма у студентов – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Республику. Без уважения к собственной истории, традициям, переданным старшим поколением нельзя вырастить достойных граждан.

Достижение личностных результатов образования выступает приоритетным направлением воспитательной деятельности любой образовательной организации. Патриотическое воспитание в современных условиях – это систематический, специально организованный, духовно и нравственно обусловленный процесс подготовки молодого поколения к межкультурному взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными проектами, а также – процесс воспитания ответственности за судьбу страны, за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие собственных способностей с целью достижения жизненного успеха.

Исходя из вышеуказанного следует что в настоящее время патриотическое воспитание молодёжи является особенно актуальным в Донецкой Народной Республике. Библиотека ГПОУ «Енакиевский металлургичекий техникум» не только осуществляет библиотечное и информационное обслуживание студентов и педагогов, но и ведет активную работу по воспитанию патриота, достойного гражданина республики.

Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений работы библиотеки техникума, которое осуществляется с применением системно-деятельностного подхода. Сущностью данного подхода является целенаправленное педагогическое воздействие на личность, в котором организованно, постепенно и непрерывно с учетом системных закономерностей развития осуществляется приобщение молодых людей к совокупности общественно-политических, социально-культурных, экономических и природных явлений с целью формирования ценностных установок личности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу.

В библиотеке техникума создаются условия для целенаправленного взаимодействия личности и социального окружения, в результате чего происходит активное познание многокачественных системных явлений действительности, позволяющее приобщить молодёжь к культурно-историческим обычаям, традициям своего народа, студенты рассматривают себя элементом системы, способным к преображению действительности.

Системно-деятельностный метод обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности. Студент, активно участвует в воспитательном процессе, что способствует активному успешному формированию его личности.

2) Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами воспитания на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающихся.

3) Принцип целостности. Предполагает формирование у студентов обобщенного системного представления о мире, природе, обществе, самом себе.

4) Принцип психологической комфортности. Принцип предполагает снятие всех стрессовых факторов и создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

5) Принцип вариативности. Предполагает умение адекватно принимать решения в ситуациях выбора.

6) Принцип творчества. Приобретение собственного опыта творческой деятельности.

         В рамках реализации системно-деятельностного подхода в воспитании, библиотека проводит множество мероприятий, это – воспитательные часы, нетрадиционные выставки, литературно-музыкальные вечера, литературно- музыкальные гостиные, студенческие конкурсы, акции, фотовыставки, тематические вечера, беседы и другие массовые мероприятия. Студенты принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий. Все мероприятия проходят при участии известных людей Республики: например во Встречах с интересными людьми участвовали председатель Республиканского общества краеведов –А. Я. Гросов, главный редактор журнала «Ровесники» С.В. Богданова, мастер современного прикладного искусства Михалев В.П., виртуоз кузнечного дела, Шаталов Е., молодой художник родного края, енакиевский краевед Е.П. Чаленко; при проведении мероприятий библиотека также сотрудничает с военно- патриотическими организациями, привлекая для участия ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане, ополченцев, военнослужащих НМ ДНР.

         Особое внимание уделяется краеведению – одному из ведущих направлений деятельности библиотеки в патриотическом воспитании молодёжи. Наша земля богата талантливыми людьми, неравнодушными к прекрасному, доброму, умеющих создать красоту и поделиться с другими. Пропаганда выдающихся достижений земляков в области науки, культуры, спорта, экономики, литературы и т.д. способствует воспитанию патриотизма. Являясь секретарем городского общества краеведов, очень много интересного, познавательного материала стараюсь использовать при проведении мероприятий для студентов техникума. Важная составляющая миссии краеведения сохранение исторической памяти народа, распространение просвещения и гуманитарного знания, развитие духовности.

В библиотеке имеется немало интересных наработок по возрождению традиций и обычаев, в особенности казачьих. Мы живем на землях войска Донского, я и сама –казачка, поэтому на мероприятия, которые проводятся в техникуме, приглашаю братьев- казаков станиц «Енакиевская», «Углегорская», юрт «Раздольный», хутор «Вольный». Мероприятие Литературно-музыкальный вечер «Культура, быт и традиции казачества на Дону», посвящено особенностям жизни казаков, своеобразным бытовым укладам.

Традиционным направлением краеведческой работы было и остается литературное краеведение. За многолетнюю практическую деятельность в библиотеке накоплено и проводится немало массовых мероприятий по этому направлению. Часто при проведении различных тематических мероприятий, используются отрывки из произведений донецких и енакиевских писателей и поэтов, соответствующие заданной тематике. Этот приём значительно расширяет границы литературного краеведения в воспитательной работе библиотеки и способствует пропаганде книг местных авторов.

Применение системно-деятельностного подхода позволяет вовлечь в воспитательную деятельность самого студента, из пассивного слушателя он превращается в активного участника этого процесса.

Сложившаяся система и традиции патриотического воспитания студентов нашего техникума, разнообразие форм и методов воспитательной работы, а также использование новейших телекоммуникационных технологий позволяют успешно пропагандировать ценности, которыми будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения.

Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины –очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы будем выполнять ее с любовью и добротой!

 «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать». /Д.С. Лихачев/   

 

Список использованных источников

 

  1. Агапова, И. А. Краеведение как основа воспитательной деятельности

образовательного учреждения к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / И. А. Агапова // Методист (прил. Мастер-класс). — 2015 . — № 5. — С. 27-32.

2.Нурмухамбетова, А. С. Формирование патриотизма средствами краеведения [Электронный ресурс] / Нурмухамбетова А. С. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2018. — Т. 10, № 2. — С. 24-28. — Режим доступа: http://elibrary.ru, регламентир. (03.10.2018).

  1. Патриотическое воспитание детей и подростков : педагогические и

библиотечные технологии : науч.-практ. ст., метод. материалы, худож. произведения /общ. ред., сост. и авт. предисл. Г. В. Варганова. — М. : РШБА, 2015. — 328 с.