УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

УДК 377

 

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ПРОЦЕСС СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

Ярошенко Ю.И., преподаватель специальных дисциплин,

специалист высшей категории,

Картамышев В.М. преподаватель специальных дисциплин,

специалист высшей категории,

ГПОУ «Горловский техникум»

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 

Ключевые слова: задачи. методы обучение,  инновации, учебный процесс, практико-ориентированная подготовка, учебно-исследовательская деятельность, качество.

 

В наше время достаточно широко используется технология развивающего обучения, позволяющая развивать профессиональные, личностные качества студентов. Вместе с тем, это не является достаточным для дальнейшего профессионального становления, поскольку требуется целостный опыт, компетентное владение определенными практическими умениями.

В Концепции Министерства образования и науки  ДНР отражена идея об изменениях требований к подготовке специалиста — профессионала, которому необходимо объединить в себе профессиональную и социальную компетентности. В связи с этим, возрастает значение качества образования.

В настоящее время происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам.

Перед образованием на сегодняшнем этапе развития нашего общества стоит сложная задача: найти необходимый путь трансформации образования в соответствии с европейскими стандартами, не утратив при этом своих достоинств и самобытности, аутентичного пути развития. Обеспечение современного уровня содержания образования является главной составляющей качества образования, соответствующего государственным и международным стандартам. Решение данной проблемы связано с системой контроля качества образования в вузе, их соответствие современному состоянию развития общества, науки.

Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени. Многие преподаватели специальных дисциплин сегодня задаются вопросами, каким должно быть современное занятие для усвоения студентами максимума из того, что им дается. Сейчас требуется подготовка специалиста нового качества, обществу нужен не просто грамотный работник, а специалист, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, всесторонне развитый человек. Мы должны научить студентая умению учиться всю жизнь, а для этого преподавателю необходимо быть способным на постоянное обновление методик, сотрудничать с новым поколением, вписываться в постоянно меняющуюся среду, побуждать в своих студентах творческое отношение к дисциплине, используя для этого различные нетрадиционные формы и методы обучения, инновационные технологии. Инновационное образование ориентировано на формирование профессиональных знаний и качества в процессе освоения инновационной динамики. Понятие профессионализма становится интегральным качеством выпускника, которое он синтезировал сам в процессе своего обучения.

Технология индивидуализации находит широкое применение при проведении занятий дисциплин с курсовым проектом, дипломным проектированием. Успехи обучающихся при защите курсового или дипломного проектов свидетельствуют о результативности работы. Обучение в сотрудничестве осуществляется при проведении лабораторных и практических работ по дисциплинам специального цикла.

Бинарная форма обучения структуры и характеру существенно отличается от других видов обучения, от традиционных теоретических и производственных занятий. При ней обеспечивается не только целостная связь теории с практикой, но и объединяются темы опорных знаний нескольких специальных дисциплин, имеющих технологический характер. Основу бинарного обучения составляет шаговая организация познавательной и практической деятельности студентов. Такие занятия проходят живо, эмоционально, в обстановке высокой активности обучающихся и охватывают материал более одной дисциплины.

Под призмой инновационных технологий изменяется система проверки студентов в знании специальных дисциплин. Современные методики измерения уровня подготовки, ориентированные на использование компьютерных технологий (компьютерное тестирование) и в полной мере отвечающие реалиям современности, предоставляют принципиально новые возможности, повышают эффективность деятельности преподавателя. Если при традиционном контроле, информацией об уровне подготовки студентов владел и полностью распоряжался только преподаватель, то при использовании новых компьютерных методов сбора и анализа информации  она оказывается доступной и обучающимся. Это позволяет им осознанно принимать решения, связанные с ходом учебного процесса, делать обучающихся и преподавателей соратниками в важном деле, в результатах которого они равно заинтересованы. Сильной стороной компьютерного тестового контроля знаний является возможность охватить в процессе тестирования большой объем материала и тем самым получить действительно широкое представление о знаниях тестируемого обучающегося, что позволяет заметно повысить объективность, детальность и точность оценивания результатов процесса обучения.

Как объект инновационных технологий в преподавании специальных дисциплин немаловажную роль играет учебно-исследовательская деятельность, как процесс совместной работы обучающихся и педагогов, состоящий из основных этапов, характерных для исследований: постановки проблемы; изучения теории по данной проблематике; подбора методик исследования и практического овладения ими. В процессе выполнения исследовательских проектов и заданий студент овладевает определенными исследовательскими умениями: работать с научной литературой, осуществлять отбор и анализ необходимой информации, видеть проблему исследования, вырабатывать гипотезу, давать определения понятиям, аргументировано и логично излагать мысли в письменной и устной форме, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, приводить развернутые доказательства; объективно оценивать свои достижения; соотносить приложенные усилия с полученными результатами деятельности, отстаивать личные мировоззренческие взгляды, принимая участие в ежегодных научно-практических конференциях.

Проведение занятий специальных дисциплин с использованием видеоматериала, компьютерных презентаций – это мощный стимул в обучении. Посредством таких занятий активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Таким образом, применение ИКТ в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества обучения, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Основная задача среднего профессионального образования – подготовка обучающихся к предстоящей трудовой деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, с другой – формирование профессиональных умений. Специалист должен уметь планировать свою работу, принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, производить расчеты, контролировать ход и результаты своего труда.

Список используемых источников

  1. 1А.А. Вербицкий. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. – 207с.;
  2. О.В. Долженко. В.Л. Шатуновский, Современные методы и технология обучения в техническом вузе, М.: Высшая школа, 2000. – 190 с.
  3. Ягяджик С. С. Виды инновационных технологий и их характеристики // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 548-551. — URL https://moluch.ru/archive/127/35057/ (дата обращения: 12.05.2020).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *