СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО — ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА УКРУПНЕННОЙ ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА

УДК 371.38:377.5

 

стратегия построения и реализации практико — ориентированной модели подготовки специалистов среднего звена укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта

 

Юсупова-Вельгорская Л.А.,

заведующий учебно-методическим кабинетом, специалист второй

категории, ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум»

ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»

 

Новиков В.Ю., преподаватель, специалист высшей категории,

 ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум»

ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»

 

Ключевые слова: стратегия, практико-ориентированная модель, практико-ориентированный подход, среднее профессиональное образование, специалисты среднего звена, наземный транспорт.

 

В современных условиях автотранспортная отрасль Донецкой Народной Республики нуждается в молодых квалифицированных кадрах в сфере организации перевозок, ремонта и обслуживания транспортных средств, их узлов и агрегатов. В свою очередь, перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования, осуществляющими подготовку специалистов среднего звена укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта стоит задача обеспечения востребованности выпускников через повышение уровня профессионального образования до уровня требований работодателей, увеличение степени сформированности общих и профессиональных компетенций через совершенствование качества образования и формирование психологической, социальной и личной готовности выпускников к трудовой деятельности. Данный результат может быть достигнут только при условии реализации практико-ориентированной модели подготовки специалистов среднего звена укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Вопросы изучения построения практико-ориентированных моделей обучения рассматривались многими исследователями, в частности, ГришенкоВ.Д., Емельяновой И.Н., Тепляковой О.А., Никитиной Е.Ю., Полуэктовой О.К.

Гришенко В.Д. [1] в своей работе описал методологические подходы и структуру практико-ориентированной модели обучения межкультурной коммуникации в вузе.

Емельянова И.Н., Теплякова О.А. [2] разработали и обосновали процедуру построения практико-ориентированной модели подготовки выпускника на основе приближения образовательной ситуации к условиям профессиональной деятельности.

Никитина Е.Ю., Полуэктова О.К. в своей статье [3] представили практико-ориентированную модель развития графической компетенции будущих инженеров, включающую в себя целевой, теоретико-методический, содержательный, организационно-технологический и диагностический компоненты.

Таким образом, на сегодняшний день вопросы построения и реализации практико-ориентированной модели подготовки специалистов среднего звена укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта не рассматривались.

Под практико-ориентированной моделью подготовки специалистов среднего звена укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта будем понимать представление реального процесса образовательной подготовки специалистов среднего звена укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта в образовательных учреждениях среднего профессионального образования с применением практико-ориентированного подхода к обучению.

Под практико-ориентированным подходом к обучению в сфере среднего профессионального образования мы понимаем совокупность способов применения в обучении профессионально-ориентированных технологий обучения, направленных на формирование у будущих специалистов среднего звена значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, практического опыта, профессионально важных качеств [4].

В реализации практико-ориентированного подхода к обучению в образовательных учреждениях среднего профессионального образования предлагаем выделять четыре этапа:

1-й этап – адаптация обучающихся к образовательному пространству (формирование понимания сущности и социальной значимости выбранной специальности, проявление к ней устойчивого интереса);

2-й этап – укрепление и углубление профессиональных интересов студентов – на данном этапе практико-ориентированный подход к обучению реализуется преимущественно через систему практических и лабораторных занятий путем решения разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, работу с транспортной документацией;

3-й этап – непосредственное знакомство с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики;

4-й этап – готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество – данный этап относится к периоду прохождения студентами производственных практик (по профилю специальности), сдачи квалификационных экзаменов по профессиональным модулям, прохождения преддипломной практики, подготовке и защите выпускной квалификационной работы (дипломного проекта).

Для получения положительного эффекта от применения практико-ориентированной модели подготовки специалистов среднего звена укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта важно разработать эффективную стратегию ее построения и реализации.

 В качестве основных направлений стратегии построения и реализации практико-ориентированной модели подготовки специалистов среднего звена укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта предлагаем выделять:

  1. Улучшение взаимодействия образовательных учреждений среднего профессионального образования с предприятиями и организациями соответствующего профиля (Н1).
  2. Повышение качества учебно-методического обеспечения образовательных программ и приведение их в соответствие требованиям предприятий-работодателей (Н2).
  3. Формирование способности выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования адаптироваться к быстро изменяющимся условиям и требованиям современного производства (Н3);
  4. Повышение интереса обучающихся к среднему профессиональному образованию и выбранной специальности в частности и др. (Н4).

Следует отметить, что представленные направления стратегии построения и реализации практико-ориентированной модели подготовки специалистов среднего звена укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта должны выполняться регулярно, на протяжении всего периода обучения студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, то есть на всех этапах реализации практико-ориентированного подхода к обучению.

По каждому из выше перечисленных направлений стратегии построения и реализации практико-ориентированной модели подготовки специалистов среднего звена укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта предлагаем выделять ряд мероприятий, позволяющих достигнуть в будущем заданного результата (табл. 1).

 

Таблица 1 Комплекс мероприятий по направлениям реализации стратегии построения и реализации практико-ориентированной модели подготовки специалистов среднего звена укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта

Направ-

ление стратегии

Мероприятия Результат
1 2 3
Н1 1.Определение потенциальных предприятий-партнеров и выявление возможностей для сотрудничества.

2.Заключение договоров с предприятиями-заказчиками кадров на прохождение студентами производственных практик и их возможное трудоустройство.

Расширение номенклатуры договоров с предприятиями-заказчиками кадров.
Н2 3.Рецензирование программ профессиональных модулей представителями работодателей, согласование с представителями предприятий-работодателей программ Государственной итоговой аттестации.

 

Наличие комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, соответствующего не только требованиям Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, но и требованиям производства.
Н3 4.Привлечение представителей предприятий-работодателей для работы в аттестационных комиссиях по приему экзаменов (квалификационных) по профессиональным модулям и в Государственной экзаменационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ в рамках освоения обучающимися образовательных программ.

 

Подготовка специалистов среднего звена с заданными трудовыми функциями;готовность выпускников организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 

 

Продолжение таблицы 1
1 2 3
  5. Организация прохождения практик студентами на производственных предприятиях.

 

 
Н4 6. Проведение профориентационных мероприятий и воспитательных мероприятий профессиональной направленности.

 

Устойчивый интерес обучающихся к будущей профессиональной деятельности, повышение мотивации к обучению.

 

Таким образом, предложенная стратегия построения и реализации практико-ориентированной модели подготовки специалистов среднего звена укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта включает комплекс мероприятий по различным направлениям, позволяющий образовательным учреждениям среднего профессионального образования реализовывать подготовку конкурентоспособных, обладающих социально-профессиональными качествами и адаптированных к условиям современного производства специалистов среднего звена.

 

Список использованных источников

 

  1. Гришенко, В.Д. Практико-ориентированная модель обучения межкультурной коммуникации в вузе / В.Д. Гришенко // Вестник Брянского государственного университета. – 2013. – №1. – С. 104 – 108.
  2. Емельянова, И.Н. Процедура построения практико-ориентированной модели подготовки выпускника университета / И.Н. Емельянова, О.А. Теплякова // Образование и наука. – 2015. – №8 (127). – С. 20 – 33.
  3. Никитина, Е.Ю. Практико-ориентированная модель развития графической компетенции будущих инженеров / Е.Ю. Никитина, О.К. Полуэктова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2012. – №1. – С. 137 – 153.
  4. Юсупова-Вельгорская, Л.А. Применение практико-ориентированного подхода к подготовке специалистов среднего звена для автотранспортной отрасли Донецкой Народной Республики / Л.А. Юсупова-Вельгорская, В.Ю. Новиков / Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена: материалы ІІІ научно-практической интернет-конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа на базе сайта ГПОУ «Горловский техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный университет». – Горловка: ГПОУ «ГТ» ГОУВПО «ДонНУ», 2018. – С. 73 – 76.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *