РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

УДК 377

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

Штыков В. В., преподаватель спец. дисциплин,

специалист высшей квалификационной категории,

ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум»

 

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, среднее профессиональное образование, модель взаимодействия техникума и предприятия, профессиональная подготовка

 

Я слышу — я забываю.

Я вижу — я запоминаю.

Я делаю — я понимаю.

Конфуций

Эффективным внедрением профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, считается обеспечение качественного выполнения функциональных обязанностей по избранной специальности.

При усвоении практических и теоретических знаний требуется сформировать у студентов позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Интересный, знакомый материал обычно воспринимается как менее трудный, поэтому перед преподавателем стоит задача организовать познавательный процесс так, чтобы он стал творческим процессом, в котором учебная деятельность студентов становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных решений этой проблемы заключается в реализации практико-ориентированного подхода при подготовке специалистов среднего звена.

При трудоустройстве предприятия заинтересованы в получении рабочих и сотрудников, имеющих не только специальное профессиональное образование, но и опыт профессиональной деятельности. Поэтому в настоящее время студенты сталкиваются с проблемами конкуренции на рынке труда и в адаптации к конкретным условиям работы. Выпускники приобретают профессиональный опыт в течение двух лет после завершения обучения в учреждениях профессионального образования, для чего требуются дополнительные знания и усилия, а также финансовые издержки от предприятий, в которых они планируют вести трудовую деятельность, на переквалификацию молодого специалиста.

Основной проблемой выпускников является отсутствие практики по решению задач, связанных с профессиональной деятельностью.

Целью практико-ориентированного обучения является помощь студенту добывать и применять полученные знания, научиться самостоятельно решать проблемы, адаптироваться в современных условиях.

Построение учебного процесса на основе данного подхода обеспечивает единство освоения теоретического материала и приобретения опыта практической работы, их применение в процессе принятия решений и выполнения рабочих задач и проблем.

Поэтому укрепление связей с предприятиями открывает для учебного заведения дополнительные возможности в следующих направлениях: организация практики студентов; доступ к информации о рынке труда; учет требований работодателей и расширение возможностей трудоустройства выпускников; упрощение процедуры корректировки учебных программ, отвечающих требованиям работодателей.

Качество полученных знаний «тестируется» непосредственно на рабочем месте в цеху. При этом учебное заведение более адекватно учитывает требования работодателя к будущему специалисту и у работодателя возрастает мотивация в обучении своего будущего работника.

В рамках реализации практико-ориентированного обучения по специальным дисциплинам стараюсь создать такую обстановку на занятии, которая погружает студентов в профессиональную среду, соотносит их представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным производством, способствует развитию способности применения теоретических знаний на практике, выполнению определенных профессиональных и социальных функций, позволяет студенту упражняться в профессиональной деятельности.

Учебный план по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» включает практические занятия по различным дисциплинам («Метрология, стандартизация, сертификация», «Детали машин», «Ремонт и монтаж металлургического оборудования» и другие), курсовое проектирование, производственную и преддипломную практики.

Решение профессиональных ситуационных задач происходит в основном на практических занятиях, в ходе которых студент овладевает умением выполнить расчет привода механизма металлургического оборудования, работать с нормативными документами, справочниками, составлять схемы, таблицы, производить необходимые вычисления, делать выводы.

Во время практики студент выполняет конкретное задание, предусмотренное должностной квалификационной характеристикой рабочих или служащих по соответствующей должности. В период практики студент может работать на предприятии при наличии вакантных должностей в соответствии со штатными квалификационными требованиями.

Я считаю, что практико – ориентированное обучение дает студентам возможность приобрести тот необходимый минимум профессиональных умений и навыков, первоначальный опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Результатом работы являются высокие оценки студентов на квалификационных экзаменах по профессиональным модулям, успешное прохождение учебной и производственной практики, участие студентов в конкурсах, конференциях, интересная тематика и хорошая защита выпускных квалификационных работ.

 

Список использованных источников

 

  1. Государственный образовательный стандарт среднего профессио-нального образования по специальности 15.02.01 Технология машиностроения. URL: http://www.osu.ru/docs/fgos/spo/15.02.08.pdf.
  2. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru
  3. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: Учебник для вузов. М., 2007
  4. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
  5. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, М., 2006. – 247 с.
  6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.