ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В СПО

УДК 377.5

 

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

К ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В СПО

 

Скакун В.В., преподаватель специальных дисциплин,

специалист I категории,

председатель цикловой комиссии «Автоматизированных систем управления»,

ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум»

 

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, обучение.

 

Часто возникают ситуации, когда выпускники среднего профессионального образования, получившие образование, не могут устроиться на работу по специальности. При этом работодатели выбирают специалистов уже имеющих, помимо специального образования, опыт работы. То есть, работодателям необходимы выпускники среднего профессионального образования, имеющие практический опыт по специальности. А это значит, что при профессиональной подготовке специалиста появляется проблема усиления практической (практико-ориентированной) части обучения.

Что же такое практико-ориентированный подход в обучении выпускников среднего профессионального образования?

Практико-ориентированный подход в образовании состоит из сбалансированного сочетания основного образования и профессиональной подготовки. Один из вариантов практико-ориентированного подхода сформулировал Ф. Г. Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков — опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Такой подход в профессиональном обучении направлен на приближение образовательного учреждения к потребностям практики и жизни. [1]

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться преподавателями с самого начала обучения и далее способствовать постепенному формированию профессиональных компетенций личности студента. Преподаватели должны сформировать у студентов практический опыт профессиональной деятельности, помочь им освоить профессиональные и общие компетенции по виду профессиональной деятельности.

Учебные дисциплины при традиционном подходе формируются по принципу — обучающиеся должны познакомиться со всем теоретическим материалом. Это, таким образом, приводит к перегруженности теоретической подготовкой, ориентированной на формирование у студентов общего представления о специальности. При практико-ориентированном подходе учебные дисциплины формируются исходя из выбора информации о конечном продукте профессионального обучения. Поэтому практико-ориентированное обучение должно включать в себя:

— теоретическую часть, состоящую из лекций, семинаров, самостоятельной работы, курсового проектирования, работы с источниками информации – библиотеки и интернет;

— практическую часть, состоящую из практических и лабораторных работ, учебных и производственных практик, выполнения дипломных проектов.

Для реализации практико-ориентированного подхода в рабочие программы учебных планов должны быть включены производственные задачи, сложность которых должна возрастать от курса к курсу, от практики к практике. Практико-ориентированное обучение даёт возможность максимально приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, создаёт условия для формирования конкурентоспособности будущих работников. Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.

 

Список использованных источников

 

  1. Videouroki.net [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/praktiko-oriientirovannyi-podkhod-v-podghotovkie-spietsialistov-spo.htmlhtml – Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов СПО.
  2. Научно-инновационный портал КузГТУ [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/nv/ newview/pages/Articles/007.pdf – Практико-ориентированное обучение как средство профессионализации подготовки будущих специалистов в университете.
  3. Инфоурок [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-praktikoorientirovanniy-podhod-v-obrazovanii-obuchayuschihsya-spo-2671353.html – Практико-ориентированный подход в образовании обучающихся СПО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *